Американским духом свободы Запад хочет осчастливить всё человечество: мнения

«Жаль, что для России в Германии есть один политолог Александр Рар»
19 марта 2013  02:12 Отправить по email
Печать

Директор Центра им. Бертольда Байца по сотрудничеству с Россией, Украиной, Белоруссией и Центральной Азией при Германском совете по внешней политике, эксперт ИА REX Александр Рар дал интервью обозревателю журнала «Однако» Марине Восканян. На фоне успешного экономического сотрудничества, в российско-европейских отношениях в последнее время, тем не менее, все больше обостряется «конфликт ценностей». Европейцы требуют от России признать единственно верной их модель демократии. Россия с этой позицией не согласна. Но почему Запад не хочет слышать ее аргументы? Почему Европа и Запад стали такими догматичными, и возможен ли уважительный диалог между ними и Россией? Как на это влияют тренды современного социума?

"На Западе считают, что хуже советского тоталитаризма все равно для них ничего быть не могло, поэтому они получили главную ценность – свободу. На Западе просто не понимают, почему поляки, чехи, венгры, грузины с такой радостью скинули тоталитарное прошлое, а Россия как будто в нем еще топчется. Так же как с Ливией или Ираком – сегодня очевидно, что при своих диктаторских режимах люди там жили гораздо лучше, чем сейчас, и чем будут жить через 10 лет. Но для Запада это непонятно. А постсоветским странам будут помогать, и в любом случае делать все, чтобы они не вступали в какой-то Таможенный союз или Евразийский союз", - отмечает эксперт.

"Я понимаю, что многим россиянам противны западные двойные стандарты. Когда Россия вела в Чечне борьбу с исламистами и арабскими наемниками, западные интеллектуалы ее осуждали за то, что она подавляла свободу чеченцев. Теперь Запад сам влез в войну с исламистами в Мали, и все западные СМИ аплодируют. С другой стороны, опять неясно, какие силы Запад поддерживал в гражданских войнах в Ливии и Сирии. Когда российский спецназ освобождал детей-заложников в Беслане и при этом погибли три сотни людей, на российское правительство обрушилась жесточайшая международная критика. Теперь алжирские войска при попытке освобождения иностранных заложников потерпели фиаско, поскольку множество захваченных были убиты. На Западе алжирское правительство не только не упрекают, а хвалят за принципиальность. Вот эти двойные подходы мешают понимать друг друга. Увы, Запад с его презрением ко всему советскому, упреками, что Россия не стала примерной демократией, ведет диалог пренебрежительно. Это изменится только тогда, когда Европа поймет, что ей будет плохо без России", - подчёркивает эксперт.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Дело не в модели демократии, а во власти закона. Нынешняя неолиберальная российская модель заражена коррупцией, что нарушает стабильность системы, и затрудняет транснациональным корпорациям, максимализировать доходы Мир становится всё более глобализованным, бизнес всё больше стандартизируется, мировые правила игры всё больше унифицируют в рамках неолиберальной свободнорыночной модели корпоративного капитализма. Поэтому наличие суверенных игроков, "которым закон не писан" всё менее приветствуются. Европа и США, по сути, защищают не интересы своих граждан, а интересы всемирной плутократии. Там способны плодотворно сотрудничать с самыми недемократическими, жёстокими кровавыми диктатурами, если там уважается "священное право собственности". США предъявляло Китаю целую корзину требований по демократизации, гражданским свободам и уважению прав человека, но, в конце концов, всё свелось лишь к одному - праву интеллектуальной собственности транснациональных корпораций. Евробюрократы в Брюсселе, как и лоббисты Большого транснационального бизнеса в Вашингтоне полагают, что обеспечить стабильность способна лишь их модель рыночной демократии по принципу "один доллар - один голос" и их "дружественная к бизнесу" юриспруденция, сводящая все гражданские свободы к свободе наживы. Как когда-то "мировая революция", так и нынешняя неолиберальная модель корпоративного капитализма стремится положить "конец истории". Любая конкурентная модель, будь то политический исламизм, государственный капитализм советского типа, или другие альтернативные варианты мешают олигархическо-бюрократическим комплексам максимализировать доходы, а потому их стремятся нивелировать.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Европа не вправе утверждать свою модель демократии хотя бы потому, что в ряде стран Европы до сих пор правят монархи. И если вчитаться в их полномочия на случай конфликтов - они похожи на полномочия нынешних монархов арабских деспотий. Так что народовластие "по-европейски" - сомнительно.

Впрочем, у Европы давно развита культура добрых советов добрым европейцам. Исключительно из соображений заботы о благах для ближних, чуть ли ни каждый год в Европе шли войны, включая религиозные. Шведы подвергали геноциду саксонцев, французы воспитывали себя гильотинами, и до сих пор живо понятие "Варфоломеевская ночь", да и Холокост тоже был вполне европейской логикой. И все они были настолько же благодетельные, насколько христианство требовало добрых умыслов для зачисления в рай. Мы радостно читаем великую трилогию всех времён и народов "Три мушкетёра" и видим, как применяли силу кардиналы, и как их можно было брать в плен и выкупать у монархов. Такая там была вера, с насилием ради наживы и рая. А после этого - был колониализм, и выкачка прибыли из рабства, во всемирных масштабах. Так что пусть Европа не уподобляется раскаявшемуся грешнику, который, выкупив индульгенции у США, праведно обличает соседей, ещё недавно, будучи убийцей, рабовладельцем, геноцидчиком, клептоманом, да ещё и торгуя гениталиями и даже фото-видео торговли гениталиями, ведь порноиндустрия в Европе популярна не меньше, чем монархии и дворяне.

Идеальным другом для Европы будет кореец. Работает он много, потребляет мало, живёт скудно, отчисляет дивиденды инвесторам безропотно, не связывает распределение прибыли с наличием военных баз оккупанта, в общем - трудится, как рабы на афинян, рассуждавших о демократии. У русского, даже если он украинец, немногое иное представление о воле и о народовластии, о вере и доверии, о культуре и чести. И на крайний случай, если от повышения тиражей Европа опять перейдёт к ущемлению прав русских, русские могут Европу наказать. Александр Рар это понимает. И Европа понимает, но нагнетает напряжённость ради повышения тиражей СМИ и запугивания обывателей, так ими легче управлять, и в итоге - фыркает не всерьёз и так, чтобы это было слышно в США, но не в самой России. Впрочем, обыватель умнеет, видя, что его пытаются заменить на мигрантов как жителя и на азиатов как созидателя. И ему про Россию вещать бесполезно, он будет жечь свои Афины, не отвлекаясь на "Третий Рим".

Александр Хохулин, журналист:

Хорошее интервью. Жаль, что для России в Германии есть один политолог Александр Рар. Наверное, если поискать, там можно будет обнаружить второго или даже третьего. Мы осознаем - Запад не хочет понимать, что в результате их триумфальной победы в холодной войне моя жена несколько лет зарабатывала на своем заводе около трех долларов в месяц и покупала на рынке подсолнечное масло в баночки из-под майонеза. Что миллионы людей преждевременно ушли из жизни, на нас обрушились безработица, нищета, эпидемии туберкулеза и сифилиса. Они не хотят понимать, что это были уже не сталинские времена - побежденные и жестоко наказанные ими люди никаких преступлений не совершали.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть