Стоило ли Путину ехать на похороны Чавеса: мнения

Путину в Венесуэле не смогли бы обеспечить безопасность
11 марта 2013  10:52 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, философ, шеф-редактор журнала «Сократ» Иван Фомин на свой личной страничке в социальной сети фейсбук выразил мысль о том, что президент РФ Владимир Путин напрасно не поехал в Венесуэлу. «Думаю, что Путину стоило бы поехать на похороны Чавеса. Он был нашим настоящим и искренним другом и союзником, каких сейчас очень немного, а также — крупным настоящим политиком, а это нужно ценить и отмечать. Настоящие наши друзья этот жест бы точно оценили, а на врагов и друзей фальшивых плевать по большому счёту. Думаю, наверняка, если Путин и спросил Лаврова или Приходько или Косачёва, или еще кого-то из „специалистов по внешней политике“, стоит ли ехать, то они наверняка сказали, мол, не стоит Владимир Владимирович, не по чину и пр. Мол, Уго был, конечно, человек хороший, но Венесуэла, мол, страна не первого уровня, мол, не стоит мельчить и пр. Они ж лакейские морды не понимают, что Уго был настоящий крупный политический деятель, который войдёт в Историю, им этого понять не дано, и такие подсказки, это скорее показатель не уровня Чавеса и Венесуэлы, и их реального места в сегодняшней политике, а реального уровня этих политических лакеев. Поэтому боюсь, что Путин не продерётся через их мелкие ничтожные мидовские лакейские соображения о престижности и статусности, и на похороны Чавеса не поедет, и тем самым изменит подлинному политическому вкусу, не почувствует значимость этого события, и допустит тем самым серьёзную политическую ошибку», — считает эксперт.

ИА REX: Стоило ли Путину ехать на похороны Чавеса?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Не стоит путать Путина с Фиделем Кастро, Львом Троцким и другими горящими революционерами, такая политическая демонстрация была бы излишней. Личное прибытие Путина на похороны означало бы только одно: Россия пытается показать США, что никому не позволит менять устоявшийся венесуэльский — и даже шире, южноамериканский — расклад. В таком случае удар по Венесуэле «после Чавеса» был бы намного более быстрым и открытым. России такие риски совсем ни к чему. Именно по этой причине — а не из-за разницы в статусах РФ и Венесуэлы — Путину сюда ехать не стоит.

Поэтому состав российской делегации для похорон Чавеса говорит сам за себя: Сечин, Чемезов, другие представители стратегических сфер экономики. Пусть это выглядит чересчур откровенно и утилитарно (как то, что Россия боится упустить хотя бы один венесуэльский день, который может стряхнуть весь бюджет), но это тот оптимум, который необходим и возможен. Если Сечин и Чемезов что-то смогут сделать, остановить, не допустить, то даже срочно прибывший сюда Путин не смог бы сделать большего. Получается так, что вместе с Чавесом Россия, возможно, хоронит здесь и собственные огромные деньги.

Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:

Да, поехать бы стоило. Не только из чисто человеческих качеств — попрощаться с другом и великим политиком, но и показать свою поддержку и солидарность с народом Венесуэлы, а также отдать дань уважения всему тому, что сделал Уго Чавес для дружбы между нашими народами. Сейчас, наверное, каждый в России знает, кто такой Уго Чавес и где находится Венесуэла, но в 90-х такого ведь не было. Если сейчас спросить, кто был президентом Венесуэлы до Чавеса, я сомневаюсь, что 9 из 10 назовут его имя или имя его предшественника. Из конкретных действий, которые были предприняты правительством Чавеса — это многомиллионные оборонные заказы и передача нефтеносных бассейнов реки Ориноко нашим компаниям (курирует это Сечин), так что именно Россия, а не Венесуэла имеет серьёзные дивиденды с двустороннего сотрудничества. Кроме того — Чавес дал добро на строительство самого большого православного храма в Латинской Америке, хотя по личным убеждениям он довольно скептически относился к религиям и ратовал за «теологию освобождения». А если наше руководство не хочет ехать само, могли бы предоставить самолёт для визита российской делегации из числа друзей Венесуэлы. Такой шаг тоже был бы весьма адекватен. К сожалению, так называемая «мягкая сила» у нас настолько мягкая, что растекается по бюрократическим коридорам и откатам, а на реальные шаги в области публичной дипломатии ничего не остается.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Чавес был в первую очередь социалистом мирового значения, за отсутствием иных социалистов мирового значения. Он резко повысил долю госсектора, национализировал множество бизнесов, раздал соседям даром венесуэльской нефти на миллиарды и неплохо воспользовался ростом мировых цен на топливо. Даже странно, что Чавес это всё смог, учитывая, что основным покупателем венесуэльской нефти были и остались США. Таким вот образом финансируя Чавеса...

Парадокс Чавеса состоит в том, что он любим народом, но экономика Венесуэлы во всём, кроме нефтедобычи, просела. Венесуэла, как поздний СССР, оказалась на нефтяной игле. И то, что можно было купить на выручку от нефти, стало ненужным к производству. А поскольку за выручку от нефти можно стало купить всё, то Венесуэла отвыкла от экономики производительной, став, по сути, экономикой потребительской. Стоит США сменить поставщика нефти — и страна рухнет в нищету, лишившись выручки. Понимает ли это Путин? Вероятно да, поскольку он сам в схожей ситуации. Стоит ли к подобной ситуации и её автору выражать почтение? Это думать Путину.

Кроме того не совсем понятно, почему почти все лидеры Южной Америки больны раком. Ранее эксперты ИА REX уже обсуждали этот феномен и доходили до того, что там США могут облучать нужные двуногие цели вблизи, поскольку там всё пронизано агентурой США. Или со спутника по местам встреч. Не исключено, что люди, ответственные за Путина, просчитали эту вероятность и рекомендовали не совершать личных визитов.

Михаил Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Вряд ли Лавров или другие сотрудники президента Путина будут оспаривать значение Чавеса. Этого не отрицают даже враги покойного президента Венесуэлы. Другое дело — его похороны. Политика сегодня — это искусство (некоторые говорят, что и наука) достигать и удерживать власть. С этой точки зрения, поездка Путина на похороны Чавеса ничего не добавит ни власти, ни его популярности. Медийный цикл такого события невелик и через неделю-полторы после похорон в СМИ и политическом дискурсе все забудут про похороны. Так, что здесь ошибки нет. Как внешнеполитическое событие, то не похоже, что Кремль имеет какую-то концептуализированную внешнюю политику. Риторика обструкционизма Америке и «Западу» не может заменить внешней политики, как и лоббирование интересов российских бюрократическо-олигархических комоплексов, вроде Газпрома или Росвооружения. Венесуэла действительно является важным стратегическим партнёром для первого и важным клиентом второго. Однако именно здесь множество подводных камней. Я не рискну рассуждать о соображениях Кремля и Роснефти, но мой хорошо информированный знакомый, связанный с нефтяными делами считает, что партнёром Газрпома в Венесуэле являлся не так Чавес, как глава венесуэльского аналога Газпрома PDVSA Рафаэль Рамирез. Хотя очевидно, преемником Чавеса станет вице-президент Николас Мадуро, но Рамирез наряду с председателем Национальной ассамблеи Диосадо Кабелла тоже лелеют свои амбиции на президентство Венесуэлы.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Какой там друг? Такой же, как Черчилль в 1941-45 годах потому что без помощи России в одиночку не справиться. В большой политике нет дружбы, есть союзы по интересам. Тот же Черчилль через год после того, как опасность для Британии миновала, заговорил совсем по-другому. Чавесы приходят и уходят, а интересы России — включая статусные — остаются.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Нет, не стоило, хотя бы по соображениям безопасности: как сказал в стихотворении на смерть Уго писатель Герман Садулаев, «Садовник внимательно следит за каждым корнеплодом на грядке». Почему-то первыми умирают те, кто против нового мирового порядка....«. Путин бросил вызов воротилам нового мирового порядка, когда решился идти на третий срок, несмотря на то, что ему настойчиво рекомендовали не делать этого. Такого непокорства те, кого называют мировым теневым правительством, не прощают. Поэтому логично предположить, что после провала прошлогодней „снежной революции“ в России они сделали ставку на физическое устранение Путина. А уж устранять неугодных и непокорных, то есть тех, кто против нового мирового порядка, они умеют. Поэтому Путину в целях безопасности вообще нужно поменьше ездить в зарубежные поездки, вон Сталин по заграницам практически не ездил, и ничего. А уж в такую страну, как Венесуэла, в страну, находящуюся на задворках США и в сложной политической ситуации (смерть Чавеса, возможные беспорядки, подготовительный этап очередной цветной революции) ехать тем более не стоит.

То, что поездка эта не нужна, подтверждает и реакция некоторых рукопожатных граждан: так, вчера я наблюдала в интернете несколько истерик в стиле „Путин подлец и трус, не хочет ехать на похороны дорогого товарища Уго!“ Создаётся впечатление, что кому-то очень хочется выманить Путина из России в далёкую Венесуэлу, и потому они пытаются воздействовать на него с помощью различных эмоций: взывают к лучшим чувствам (Как можно не почтить память большого друга России?!!) и берут на слабо (Путин боится ехать!»). Но я думаю, что Путин на такую удочку не попадётся, и надеюсь, что он как опытный чекист внимательно проверит всё своё окружение — в том числе и врачей. Ибо бережёного Бог бережёт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Radiy
Карма: 9
11.03.2013 12:19, #5324
Сейчас уж он сможет в любое время посмотреть на УГО. Тело Чавеса забальзаируют и поместят в музей.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть