Американский суд обязал 16 января российское правительство выплачивать по 50 тысяч долларов ежедневно до даты возврата американским хасидам находящейся в фондах РФ коллекции книг любавичского раввина Йозефа Ицхака Шнеерсона. Шнеерсон был выслан из Советского Союза в 1927 году. Он перевез свою коллекцию сначала в Латвию, а потом в Польшу, где оставил ее после нападения фашистской Германии. Коллекция была перевезена в Германию, откуда ее в 1945 году забрала Красная Армия. Ряд крупных музеев — Третьяковка, Музеи Кремля, Эрмитаж — были вынуждены отказаться от участия в выставках на территории США в ответ американские музеи приняли аналогичные решения. В январе 2012 года РФ заявила, что не намерена вступать в переговоры о судьбе библиотеки Шнеерсона, из-за которой пострадал культурный обмен между РФ и США, до тех пор, пока не будет отменено решение американского суда, постановившего вернуть коллекцию американским хасидам. Москва считает «абсолютно неправомерным и провокационным» решение вашингтонского суда, который обязал РФ выплачивать иудейскому хасидскому движению «Хабад Любавич» ежедневный штраф в размере 50 тысяч долларов.
ИА REX: В отношениях РФ-США пошла очередная перезагрузка в духе «Холодной войны» или это единичный акт?
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
В данном случае, не похоже, что американское правительство имеет отношение к судебному решению. Несколько лет назад еврейские организации подавали в суд на Иран, пытаясь конфисковать выставку из Иранского национального музея в США как компенсацию родственникам погибших в теракте в еврейском центре Буэнос-Айресе, которые по заявления израильских спецслужб, был совершен с иранской помощью. Тогда американское правительство Дж. Буша мл. присоединилось к иранской стороне, и юристы министерства юстиции воспротивились такому иску.
История этой библиотеки полна интриг и афер. Мой материал «Почему солдат Гитлера спасал еврейского раввина?» рассказал о начале этой истории — спасении американцами при помощи адмирала Канариса лидера иудейского движения Хабад из оккупированной немцами Варшавы. От известного украинского деятеля Эдуарда Ходоса я слышал в 1983 году, что его хотели нанять для похищения библиотеки. Одно время Ходос состоял в Хабаде, удостоился аудиенции у лидера движения Любавичского Ребе, но затем разругался с ними. За попытку украсть эту библиотеку был осужден знаменитый в свое время «генерал Дима» Дмитрий Якубовский, но затем судимости с него были сняты.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
О связи библиотеки со знаменитой поправкой Джексона-Винника и о непростых отношениях американской штаб-квартиры организации с российским Хабадом который возглавляет раввин Берл Лазар, я писал в 2006 в материале «Русский ХАБАД против американского». Представитель российского Хабада Борух Горин на днях озвучил позицию своей организации по решению суда и всю эту историю.
В процессе подготовки моего материала «Закон Магнитского» защищает права корпораций" две недели назад я слышал от функционера американского Хабада, что накануне отмены поправки Джексона-Винника влиятельный сенатор от штата Нью-Йорк Чак (Карл) Шумер заверил лоббистов Хабада в том, что их интересы в связи с библиотекой будут учтены. Так, что вся эта история еще будет продолжаться и наверняка кто ни будь сделает из нее занимательный сериал.
Я когда-то видел частичный список книг из этой библиотеки, в частности из той части, которая досталась советским войскам в качестве трофея. Книги там самые разные, как и говорил Горин, не имевшие большой библиографической ценности. Мне из списка запомнились переводы рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе на еврейский язык идиш. Книги эти являются реликвиями для религиозных людей, которые видели в своем лидере посредника между ними и Богом. Отношения хасидов к своему ребе очень напоминают практику духовного наставничества и водительства, культивировавшихся учениками и последователями преподобного Паисия Величковского в российских монастырях XIX и начала XX веков.
Что касается юридических и политических аспектов требования возвращения библиотеки, то тяжелые проблемы реституции имущества, национализированного в результате Русской революции, и вопросы трофейного имущества времен ВОВ их здесь не решить глобально. Вместе с тем существуют прецеденты возвращения трофейных документов из СССР и РФ.
Лев Вершинин, политолог:
Что политически имеет место очередной залп новой Холодной войны, очевидно. Что до юридической стороны вопроса, то я ни в какой мере не юрист, поэтому в крючкотворные дебри — типа, если прямых наследников нет, то может ли считаться таковым организация, около двух веков возглавлявшаяся семьей Шнеерсонов, и есть ли какие-либо завещания, — лезть не собираюсь.
С точки же зрения суровой логики ситуация видится мне так. Данная коллекция, как известно, состоит из двух «подразделов».
Часть (примерно половина) была национализирована после революции, остальное, захваченное немцами в Риге, увезено в Москву после победы над гитлеровской Германией. Соответственно, безвозмездное «возвращение», на мой взгляд, нецелесообразно. Ибо в первом случае возникает прецедент реституции имущества, опираясь на который, своего могут потребовать (и таки потребуют) отпрыски разного рода поручиков Голицыных, корнетов Оболенских и прочих Рябушинских. В то же время речь всё-таки идёт не о найденном на улице кошельке, но о трофеях, оплаченных кровью миллионов советских солдат. Таким образом — даже допуская, что РФ эта библиотека не нужна, а Хабаду, напротив, нужна, — можно (теоретически) допустить только продажу и той, и другой её частей по цене, которая устроит Россию.
Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:
Это действие следует рассматривать как звено одной цепи оказания давления на Россию, а если быть точнее, принуждения к выполнению диктата Вашингтона — не только в вопросах культуры или усыновления детей, но как давний замысел по уничтожению России. Никакой суд не принял бы подобное решение без указания Государственного департамента США. Мнение о том, что в США существует разделение властей, не соответствует действительности. Исполнительные, законодательные и судебные власти синхронизируют свои действия с Белым домом.
Поскольку Россия явно увеличивает свое могущество, Вашингтон и начинает использовать различный инструментарий. Думаю, что это только начало, скоро развернется более широкий фронт агрессии против России, включая превентивную дипломатию, информационную войну, провокации против наших граждан, поддержку сепаратистских движений и террористических группировок на Северном Кавказе.
В данном случае я думаю, что этот ход был тщательно продуман и направлен, в том числе, на провоцирование антисемитизма в России, чтобы потом осудить его с помощью «международного сообщества».
Юрий Юрьев, политконструктор:
Если бы хасидам нужны были их знания, то они бы настаивали на копировании информации, а не на захвате её носителей с помощью суда США. Если бы суду США нужна была бы справедливость, то он бы вернул египетские пирамиды потомкам фараонов, а Манхэттен — потомкам вырезанных племён коренных американцев. Но, похоже, что начинается политическая игра, подобная политической игре 30-х годов.
Вообще действия «хасид любавич» выглядят странно. Россия — единственная страна мира, где евреям было разрешено жить не в гетто. Где вообще мог родиться хасидизм, как явление. Россия — реальная родина хасидизма. И вместо благодарности, что Россия вывела евреев из гетто и остановила Холокост, и вернула евреев из концлагерей на волю, а ценности хасидов — Истории, хасиды США ухитрились пролоббировать свой гешефт в ущерб самой идее благодарности хасидов России. В итоге может родиться не только слоган: «Хасиды это чёрная неблагодарность» — и завоевать США, но могут возникнуть, куда худшие последствия для хасидов в международной практике.
Ведь ни одна страна мира теперь не забудет «хасидской благодарности» и «хасидской справедливости», да и «хасидского стремления к знаниям», что, конечно же, будет использовано оппонентами хасидов. И не только иудаистами, но и иными религиями и даже банками. У хасидов остался один выход — самим выходить на компромисс, сделав доступ к хасидской библиотеке подобным доступу в «хасидские святые места» в Умань, где хасиды имеют права, не нарушая иные права и традиции.
Комментарии читателей (0):