Польская пресса подвергла жёсткой критике бывшего президента Александра Квасьневского за сотрудничество с Нурсултаном Назарбаевым.
Можно ли европейцам брать деньги у «кровавого диктатора»?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Запад всегда оставлял в стороне эмоции, если речь шла о перспективе плотного политического сотрудничества с тем или иным нужным режимом. Представим себе небывалое: Лукашенко навсегда отказался от контактов с Москвой, заявив об этом официально. В этой ситуации все западные обвинения в его адрес (диктатор и т.п.) будут сняты в тот же вечер.
В случае с Астаной Квасьневский вряд ли действует только по собственной инициативе. Как раз через его сегодняшний статус, неофициальный формат, к тому же с учётом личной активности этого бывшего президента, Варшаве удобно набивать «лыжню» к наиболее перспективным постсоветским странам. Польше тоже надо на что-то жить, от ЕС ей перепадает крайне мало. Таким образом, все претензии по поводу «авторитарной власти» в Казахстане, Азербайджане, Туркменистане могут быть сняты в любой момент, тем более, когда дешёвое сырьё будет жёстко канализировано в Европу.
Что касается вознаграждения Квасьневскому как советнику казахской власти, не надо забывать, что и Казахстан и Польша являются государствами одного и того же типа — либеральными демократиями, с теми или иными непринципиальными отклонениями. Так что контакты между ними — это контакты родных экономических братьев. Астана — далеко не столица мирового коммунизма, Квасьневский ничему не изменил и никого не предал. Даже если и есть какая-то тень сомнения в такого рода контактах, то ведь традиции западного делового мира никогда не исключали закулисных сделок и махинаций, в этом нет никакого криминала. Убедительно осудить в такой ситуации Квасьневского может, разве что, коммунистическая Северная Корея.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Гонор, чванство и ограниченность польской прессы вошли в легенду, и кажется, имеют очередное продолжение. Вероятно мем «польская пресса» станет следующим мемом после «британских учёных» уже в этом году. Каков бы ни был Квасневський, но он не целовал руку Каддафи, как очень католический, как и поляки, Берлускони. И не целовал руку императору Японии и деспотам Персидского Залива, как любимый поляками янки — Обама. То есть Квасьневский был славянином гордым, да ещё и денег привёз, а не раздал. Но прессе это невдомёк.
Комментарии читателей (0):