Нынешнее положение заключённых в колониях - недопустимо: правозащитники

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с бунтом заключенных в колонии г. Копейска.
30 ноября 2012  17:40 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с бунтом заключенных в колонии г. Копейска.

В течение нескольких дней внимание прессы было приковано к событиям в колонии г. Копейска (Челябинская область). Бунты в тюрьмах и колониях – у нас не редкость, но события в Копейске стали широко известными еще и благодаря тому, что затронули сотни людей вне колонии. И, несомненно, бунт в Копейске выходит за рамки обычной тюремной "бузы", как по характеру событий, так и по их последствиям.

Версии самих заключенных, их родственников и правозащитников, с одной стороны, и администрации колонии, с другой, резко расходятся.

По версии администрации, 24 ноября заключенные колонии №6 начали незаконную акцию протеста: "Перед проведением обеда осужденные шести отрядов в количестве 250 человек вышли на режимный коридор жилой зоны учреждения и выдвинули незаконные требования по ослаблению режима содержания, в частности, освобождения ряда осужденных из штрафного изолятора, водворенных туда за нарушения правил внутреннего распорядка". Всего поддержать бунтующих собралось около 300 человек, по словам координатора проекта Gulagu.net Оксаны Труфановой, – "матери, сестры, жены, дети малолетние".

Вызванные администрацией "с целью организации охраны общественного порядка и профилактики правонарушений" (формулировка администрации), дополнительные наряды ППС и ОМОН усмиряли, по словам присутствовавшей на месте событий правозащитницы, не только заключённых, но и не церемонились с собравшимися родственниками: "Омоновцы били стекла проезжающим машинам, вытаскивали людей и тоже их били". ОМОН внезапно побежал на людей, "которые просто стояли и разговаривали… ОМОНу была дана команда: "побежали, бьем". У меня было ощущение, что они на нас бегут. Разогнали всех родственников, били кого куда попадут". О.Труфанова утверждает, что ей тоже досталось: "Я побежала тоже, получила резиновой дубинкой по голове, упала, меня удерживал омоновец, который сказал не шевелиться, иначе будет еще хуже. Потом я показала ему удостоверение, это не помогло".

Слова правозащитницы подтверждают некоторые кадры, снятые за воротами колонии. На демонстрируемых в Интернете роликах, снятых несколькими информационными агентствами, действительно, видны несколько разбитых машин. Правозащитники утверждают, что к колонии не проехать: все дороги перекрыты, "никого не пускают и не выпускают, прорваться к колонии не представляется возможным", заявила координатор портала Gulagu.net Евгения Кочетова.

Из объяснений члена ОНК Дины Латыповой следует, что избиения родственников были, не разрешали никому снимать и фотографировать, руководство колонии и ГУФСИН боится утечки информации. Правозащитнице пришлось записывать на диктофон все происходящее.

Однако Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов высказывает иную версию, близкую к озвученной чиновниками ФСИН: "Внешняя среда была готова к акции протеста. Родственников, среди собравшихся возле колонии людей, было не так много. В основном это были люди от 27 до 40 лет, они кидали снежки в ОМОН – это я видел сам. Потом, как говорят очевидцы, в ход пошли бутылки, люди на автомобилях пытались прорваться сквозь ОМОН. То, что акция была спланирована, – это факт". Никаких же спецопераций по отношению к толпе, как утверждает А.Севастьянов, не было: никого не били, а рядом с колонией находятся родственники и "непонятные подвыпившие люди" (О.Труфанова отказалась комментировать его слова "из этических соображений").

Таким образом, ситуация с поведением омоновцев в отношении людей, собравшихся около ворот колонии, не совсем ясна и требует разбирательства.

Но, разумеется, не менее важно выяснить, что же на самом деле происходило в колонии, что вызвало протесты заключенных, и использовала ли администрация незаконные действия по подавлению протестов. Здесь также версии администрации и правозащитников радикальным образом расходятся.

Как утверждают официальные лица, никаких претензий протестующие, кроме как незаконных требований освободить нескольких заключенных из штрафного изолятора, не предъявляли.

Как сообщил представитель регионального ФСИН, "силовые действия в отношении осужденных не применялись, спецназ не привлекался. Официальных отказов от пищи не было. Деятельность исправительной колонии проходит в строгом соответствии с распорядком дня".

Сама О.Труфанова излагает две версии происшедшего. По одной версии, основными требованиями осужденных были послабления режима и освобождение тех, кто сидит в ШИЗО. По другой версии, которую она услышала от родственников заключенных, бунт вспыхнул из-за пыток и избиений сидельцев. Кого-то из товарищей заключенных водворили в ШИЗО несколько лет назад и их избили, заявила Труфанова. В числе избитых она назвала Евгения Терехина и осужденного по фамилии Любисток.

По данным А.Севастьянова, одной из причин волнений стала информация об избиении в ШИЗО заключенного Георгия Д. Лидеры акции неповиновения попросили омбудсмена о встрече с Георгием Д. и намекнули, что по его прямому распоряжению объявленная ими голодовка будет отменена. Эту просьбу администрация выполнить отказалась. Далее, по сведениям правозащитника, в ходе акции протеста заключенный Нуров порезал себе оконным стеклом вены на предплечье и горле.

Иначе говоря, вся картина происшедшего еще неясна, даже версии правозащитников в значительной степени не совпадают друг с другом. Однако, очевидно, что бунт заключенных (или "протестная акция", как ее называет руководство колонии) возник явно не случайно. Эксперт Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Сенкевич сообщил, что передаст главе Совета Михаилу Федотову около 50 жалоб заключенных колонии.

Не случайно, видимо, бунт в колонии, поддержали заключенные и еще нескольких исправительных учреждений Челябинской области. Конечно же, что бы ни выявило следствие, понятно, что в местах заключения у нас творится беззаконие. Об этом свидетельствуют хотя бы сообщения за последние годы из разных регионов страны. Не имея иных возможностей протестовать, заключенные чаще всего вскрывают себе вены или устраивают голодовку.

С другой стороны, таким же потоком идут сообщения о привлечении к административной и уголовной ответственности персонала тюрем и колоний за превышение полномочий, за избиение и применение пыток к заключенным, за взятки.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Правозащитники неоднократно выступали с заявлениями о недопустимости нынешнего положения дел, когда в тюрьмах, СИЗО и колониях творится беспредел, когда людей убивают, применяют к ним пытки, оставляют без медицинской помощи. И все это накладывается на порой нечеловеческие условия содержания заключенных, несоблюдение санитарных норм, переполненность камер, скудное питание и другие многочисленные факты. Если новое руководство ФСИН не обратит, наконец, самое серьезное внимание на сложившуюся ситуацию и не предпримет решительных шагов по ее исправлению, то следует еще не раз ожидать бунтов, подобных тому, что происходил в Копейске».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть