Проект закона об образовании принят Госдумой в первом чтении

На голосование в Госдуме было вынесено сразу два законопроекта — предложенный правительством и разработанный фракцией КПРФ
17 октября 2012  19:56 Отправить по email
Печать

Госдума 17 октября приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании». Документ предусматривает установление чёткой системы разных уровней образования — от дошкольного до послевузовского, сохранение Единого государственного экзамена, а также введение ряда инноваций, передаёт корреспондент ИА REX.

На голосование в Госдуме было вынесено сразу два законопроекта — кроме правительственного рассматривался также предложенный КПРФ проект закона «О народном образовании». Внесённый правительством документ поддержали фракции «Единая Россия» и ЛДПР, в результате чего он набрал 292 голоса. За проект коммунистов голосовали КПРФ, «Справедливая Россия» и также ЛДПР, что составило 209 голосов.

К числу инноваций правительственного законопроекта можно отнести новую систему образовательных программ, которая разделяется на основные и дополнительные. По основным программам будут установлены госстандарты, они будут распределены на общеобразовательные и профессиональные.

В соответствии с новыми правилами учащиеся смогут выбирать разные учебные курсы в своём образовательном учреждении и вне его, используя возможности дистанционного обучения. Каждое учебное заведение будет обязано иметь интернет-сайт, на котором должна будет размещаться информация, доступная для потребителей образовательных услуг.

Законопроект предусматривает сохранение льгот при поступлении в вуз для победителей олимпиад, детей-инвалидов, чемпионов и призёров олимпийских игр. Устанавливается квота приёма для получения высшего образования по программам бакалавриата за счёт бюджетных средств в размере не менее 10% от общего числа студентов.

В документе находят отражение вопросы правового статуса педагогических работников и руководителей образовательных организаций, закрепляются права и обязанности родителей. Предусматривается создание в образовательных учреждениях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Также законопроектом вводится норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, затрагивающих вопросы обучения и воспитания, касающихся инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

Как заявил на рассмотрении документа член генсовета «Единой России», первый зампред комитета по образованию Владимир Бурматов, законопроект «сохраняет все гарантии бесплатности, доступности, качества образования, обучения на родном языке, и при этом существенно расширяет возможности обучающихся».

«В частности, расширяется выбор образовательных учреждений, в которых можно будет получить образование на бесплатной основе за счёт того, что бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях», — сказал Бурматов.

«Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет повышен уровень начального профессионального образования, которое будет включено в систему среднего профобразования. Дошкольное образование можно будет получить без очереди в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому», — добавил он.

Коммунисты самым большим недостатком правительственного законопроекта назвали «отсутствие нормативов». «Можно сколько угодно говорить о блестящем образовании, о новой реформе, но если вы не выделяете на эти цели соответствующее финансирование, ваши пожелания так и останутся пожеланиями», — заявил председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.

«Сегодня в бюджете на образование выделяется только 1% от ВВП. Через три года в новом бюджете будет на эти цели уже 0,7%. В сталинскую эпоху, когда мы проводили индустриализацию, когда за короткий период в стране были созданы около сотни педвузов, мы тратили на образование 10% от ВВП, — сказал лидер коммунистов. — В нашем законопроекте мы прописали практически все нормативы. Мы считаем, что на образование надо тратить не меньше 7% от ВВП. Только в этом случае можно провести модернизацию и новую индустриализацию».

Зюганов также отметил, что в правительственном законопроекте «основные затраты перебрасываются на регионы». «Но там положение вообще аховое. Разница в финансировании образования в зависимости от регионов колеблется от 1 до 10 раз. Например, в Тюменской области есть нефть, поэтому там больше выделяется средств. А в центральной России на эти цели практически нет денег», — подчеркнул он.

«В нашем законопроекте заложена база для грамотной и профессиональной подготовки всех слоёв населения и широкого мировоззренческого образования. Классическая русская и советская школа предусматривала 19 обязательных предметов. Фурсенко (министр образования — ред.) вместе со своими тётками (я их не могу назвать педагогами) из этих 19 предметов выбросил семь. Из остальных 12 отобрали базовые: физкультуру, ОБЖ, „Россия в современном мире“ и предмет по выбору. А за остальные придётся платить. Это нарушение Конституции. При таком подходе не может быть качественного образования», — заявил Зюганов.

В разработанном коммунистами законопроекте предлагалось установить стандарт в 16 предметов. Также в документе предусматривался добровольный, а не обязательный принцип сдачи ЕГЭ, запрещался конкурсный отбор и какие-либо испытания или тестирования при приёме в детские сады и школы. Отдельный блок в документе был посвящен вопросам социального положения педагогов.

Выступавший от фракции «Справедливая Россия» депутат Виктор Шудегов обратил внимание на то, что правительственный законопроект «выводит образование из публичной сферы в сферу закрытую». «Большинство важных для всей системы образования решений будут приниматься не законодателями, а будут приниматься органами исполнительной власти», — пояснил он.

«Льготы сельским учителям полностью переданы на регион. Там нужно будет принимать дополнительные соответствующие законопроекты по реализации их. Заработная плата, стипендия, это всё теперь будет регулироваться соответствующими указами президента или постановлениями правительства. Досрочный выход на пенсию, получение во внеочередном порядке жилья работниками образования, везде нужно принимать дополнительные постановления и указы», — сказал Шудегов.

При этом он подчеркнул, что «депутаты Государственной думы вообще выпадают из списка тех, кто решают вопрос по заработной плате учителей».

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что фракция поддерживает оба подготовленных документа, но имеет и ряд своих предложений. Так, он высказал мнение, что в предложенном правительством проекте закона «не очень чётко распределены функции по управлению системой образования». «Наше предложение — всю страну разбить на университетские округа. Внутри округа — один ведущий университет, и он управляет системой образования», — сказал Жириновский.

«Что мы выигрываем? Мы получаем цепочку: детский сад, школа, университет, аспирантура, докторантура. Так мы легче выявим талантливую молодёжь, поскольку будет центр, ведущий университет, а не чиновники в образовании. Так было в царской России, так сегодня во многих странах мира», — отметил парламентарий.

Сегодня же, по его словам, происходит «монополизация процесса образования». «Создан мощный финансовый вуз, у него уже 100 филиалов по стране. Только он один, получается, командует всеми учебными заведениями по финансовым вопросам. Или вот сейчас пытаются объединить вузы, занимающиеся управленческими функциями», — отметил Жириновский.

Говоря о теме финансирования образовательной сферы, глава ЛДПР предложил обратиться к практике образовательных кредитов — «под нулевой или минимальный процент на длительный срок, и чтобы взять такой кредит было под силу для образования ребенка из малообеспеченной семьи, а не только из состоятельных семей».

Одобренный на заседании Госдумы законопроект, как предполагается, будет рассмотрен во всех трёх чтениях и принят до конца года, а вступить в силу должен будет с 1 января 2013 года. Отметим, что параментское большинство пообещало учесть при дальнейшей работе над документом некоторые предложения, выдвинутые оппозиционными фракциями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть