На Украине в завершающую фазу входит предвыборная рекламная кампания политических партий и кандидатов по мажоритарным округам, намеренных прорваться в парламент следующего созыва.
Никакими особенными новшествами и креативом данная предвыборная кампания не порадовала. В сравнении с тем накалом страстей, какой создавался в обществе накануне выборов в последние годы, её даже можно было бы назвать вялой. Порадовали забавными плакатами преимущественно депутаты-мажоритарщики. Вся же реклама и PR идёт на фоне достаточно жёсткой регламентации со стороны действующей власти.
Прямая политическая реклама в этой кампании размещается стандартно на телеканалах, радио и частично в печатной прессе, преимущественно местной и малоизвестной (последнюю в основном размещают кандидаты, баллотирующиеся по мажоритарным округам). В тоже время политическая реклама ушла из сети интернет, что говорит о взаимном снижении интереса политиков и молодёжи, а также среднего класса.
Ведущие партии сделали ставку на очернение противника.
Главный лозунг, вне зависимости от партий можно выделить примерно следующий «Они плохие. Они сделали Вам плохо. Мы исправим (отменим, переделаем, преодолеем) то, что они сделали». Причём политическая реклама, как правило, не содержит никакой конкретики и оставляет у потребителя вопросы (даже, если на них уже ранее давались ответы — людям свойственно забывать): «Почему именно они плохие?, — Что именно они сделали и почему Вы им не помешали? — А как сделаете Вы?, — Почему не сделали до сих пор?». Тем не менее партийные политтехнологи, вероятно, делают ставку на ту часть электората, которая такими вопросами не задаётся. Другими словами — максимум политической рекламы направлен на избирателя, который уже определился в своих предпочтениях, только с тем чтобы убедить его прийти на выборы и отдать голос. Практически никто из основных игроков от власти не пытается залезть на поле оппозиции и наоборот. Этой осенью идут внутрикомандные игры.
При этом, если верить рейтингам, то Партии Регионов такая ситуация выгодна — они занимают стабильное положение, невзирая на предыдущее снижение позиций из-за вызвавших негодование в обществе, пенсионной и налоговой реформ, проведённых в начале правления Януковича. А вот оппозиции, и в особенности блоку Юлии Тимошенко — сохранение баланса сил, наоборот противопоказано, поскольку рейтинг Тимошенко пострадал ещё со времён «дележа портфелей» после оранжевой революции, и обвалился сразу на несколько порядков в период кризиса, и впоследствии уже не поднимался.
Общий тон политической рекламы в текущем году минорный, если не сказать похоронный.
Из общего траурного контекста выбивается только коммунистическая партия. Реклама и лозунги коммунистов достаточно оптимистичные и боевые. Впрочем, вряд ли эти выборы покажут какие-то существенные колебания отношения электората к коммунистам. Поскольку для Компартии важна в сложившейся ситуации не кампания, а полный ребрендинг партии.
И, если для оппозиции создание мрачной атмосферы далеко не лучший, но хотя бы оправданный тон, то для партии власти, — однозначно ошибочный.
С другой стороны представители власти сосредоточили весь свой пиарный позитив в секторе админресурса. Но при этом чиновники и политики иногда забывают о том, что избиратели не только читают, смотрят или слушают новости, но ещё и, в подавляющем большинстве, живут на Украине. Поэтому радужные отчёты правительства о победе коррупции разбиваются о поборы и взятки в милиции, школах и больницах; о высоких пенсиях — о цены в магазинах, о 100% готовности к отопительному сезону — о старые коммуникации, о добровольности призывников — о давление военкоматов. Этот список можно продолжать. Суть в том, что каждый потенциальный избиратель на собственном примере убеждается, что заявления власти очень далеки от истины и такая пропаганда, если переусердствовать, может не повысить явки и рейтинги, а наоборот — понизить.
Основные силы оппозиции, т.н. объединённая оппозиция строит свою пропаганду вокруг заключения Тимошенко. С максимальной вероятностью, подавляющее большинство избирателей (причём, как сторонников, так и противников Тимошенко) согласны с тем, что она находится в тюрьме по политическим мотивам. Но... Во-первых, трогательная забота пенитенциарной службы и европейских политиков о судьбе, здоровье и условиях содержания экс-премьера подчас вызывают раздражение у людей нейтральных и даже у симпатиков Юлии Тимошенко, которые опять же знают условия лечения обычных людей в медучреждениях, и вполне могут себе представить условия содержания заключённых (в том числе невиновных, попавших в тюрьму из-за злого умысла, халатности правоохранительных органов или судебной ошибки) и степень соблюдения их гражданских и политических прав. Во-вторых, можно предположить, что процентов 80 избирателей Объединённой оппозиции «не любят Януковича» и ещё процентов 20 «любят Юлю», но при всём этом 99,9% больше любят себя. А команда Тимошенко практически не предлагает новых проектов, направленных на улучшение жизни конкретных людей. Кроме того, «борьба против власти» — фишка уже неоднократно использованная в «борьбе ЗА власть» — опробованная и эффективная, но может приесться и перестать работать.
Мажоритарщики преимущественно размещают свою (а также партийную) рекламу в листовках и на биг-бордах. Преимущественно, такая реклама является не слишком профессионально выполненной и скорее может оттолкнуть, чем привлечь избирателя. Хотя встречаются и необычные варианты.
Наблюдается падение популярности политических ток-шоу и новостей, что также свидетельствует о снижении политизации в обществе.
На сегодняшний день украинский электорат большей частью находится в состоянии, когда люди уже устали от политики, но ещё не успели от неё отвыкнуть, а значит, отдача от политической рекламы минимальная.
Ирина Мороз
Напомним, что выборы в Верховную Раду Украины пройдут в последнее воскресенье октября 2012 года.
Комментарии читателей (0):