Россия вступает в период, когда не будет расти экспорт и добыча нефти: мнения

Преодоление негативных последствий в экономике России эксперты видят в первую очередь в искоренении коррупции
27 сентября 2012  18:53 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX по экономическим вопросам, внутренней и внешней политике России, проблемам глобализации, директор Института проблем глобализации в России, доктор экономических наук Михаил Делягин считает, что Россия вступает в период, когда не будет расти экспорт и добыча нефти.

«Об этом накануне Владимира Путина предупредил министр экономразвития Андрей Белоусов. По словам министра, при таком раскладе дел, не удастся сбалансировать бюджет и осторожно напомнил президенту о том, что еще есть дорогие обещанные „пряники“ в виде расходов на оборонку и соцвопросы. А вы создавайте хорошие условия для освоения новых месторождений, тут же парировал Путин. Тем не менее, по словам экономических экспертов, одним только качанием нефти и газа проблему не решишь. Рецепт выхода из кризиса прост — перестать красть», — считает эксперт.

ИА REX: Что будет делать Путин, когда не будет расти экспорт и добыча нефти?

Михаил Делягин, экономист, директор Института проблем глобализации::

Ситуация такова, что теперь, чтобы увеличить объём добычи нефти на 1%, нам надо очень значительно, примерно на 3%, увеличить объём буровых работ. И каждая новая тонна нефти даётся всё большими деньгами и всё большими усилиями. Представления о бескрайности наших кладовых сильно преувеличены.

Но что касается снижения цены на нефть, тут у меня стопроцентной уверенности нет. Когда мир рухнет в глобальную депрессию, тогда всем будет не до сырья. И тогда цены на нефть действительно упадут. Упадут сильно — может быть, даже до 60 долларов за баррель. 30 долларов за бочку нефти — маловероятно. Даже если ситуация будет хуже, чем в 2008 году, когда мы наблюдали падение до 34 долларов. А вот 60 долларов, даже с учётом обесценивания американской валюты, это вполне возможно. Но это не сейчас и даже не в следующем году. Сейчас нет никаких оснований для таких разговоров. Думаю, что следующий год мы ещё как-то переживём, он хоть и будет 13, но это не «общемировая» пятница. Все разговоры о том, что сейчас нефть упадёт, не учитывают двух факторов. Во-первых, не учитывается инфляция, то есть обесценивание доллара.

Во-вторых, нынешняя цена на нефть, 105 долларов за баррель, это совсем не те 105 долларов в 2008 году. Это разные доллары с разной покупательной способностью. Сейчас из-за загнивания глобальных монополий мир падает в депрессию. Это влечёт сжатие коммерческого спроса, и все крупные государства вливают деньги в свои экономики, чтобы поддержать этот коммерческий спрос, чтобы он находился на приемлемом уровне. Так делают и американцы, и европейцы, и китайцы. Но эти деньги всё равно просачиваются на спекулятивные рынки, даже в Китае, а самым спекулятивным из всей является рынок нефти. Так что, бояться того, что прямо завтра нефть будет стоить 20 копеек за тонну, и всё рухнет, я считаю неправильным.

Другое дело, что есть такое понятие, как структурный дисбаланс экономики. У нас экономика страдает от роста коррупции и от увеличения произвола монополий. Но министр экономики не может прийти и сказать: «Дорогой товарищ президент! Друзья и коллеги что-то стали воровать больше обычного, и экономике от этого стало худо!». Поэтому он культурно оформляет эту мысль и говорит, что есть большие риски, к которым надо готовиться, и мы будем иметь экономические проблемы не из-за роста коррупции и произвола монополий, а из-за падения цен на нефть, которые нам не подвластны. Это нормальный «царедворческий» ход, когда плохие новости доводятся до начальства без прямого указания в том, что начальник виноват. Это первая версия, а вторая заключается в том, что, может быть, Белоусов решил перестраховаться. Для того, чтобы план перевыполнить, его, по старой советской привычке, сначала нужно занизить. Я думаю, что тут сработал и первый, и второй фактор.

Юрий Юрьев, политконструктор:

У Путина нет вариантов, как их не было у Петра Великого и у Сталина. У границ стоят ракеты, нацеленные на «рыночную демократическую страну, открытую для инвестиций и предпринимательства». Удар возможен по любой причине и даже без причины, в качестве техногенной катастрофы. Причём от «демократической» страны, где сами граждане не вправе голосовать, где они обязаны передать голоса дилерам. Россия окружена и окружена коварным противником, что лжёт и про «демократию», что лжёт и про «нерасширение НАТО на Восток», и с этим противником невозможна «разрядка напряжённости», противник этого не хочет и разоряет собственный народ в интересах оружейных мегакорпораций.

Петру Великому, узнавшему какому геноциду подвергли шведы саксонцев, — ничего не оставалось, кроме тотальной мобилизации средств, вплоть до срывания колоколов с церквей. Пушки оказались важнее набата. Про методы Сталина все наслышаны, и деньги нашлись, в 30-е годы СССР получил множество техники, патентов и специалистов из США, вплоть до конвейерных линий. Тогда же пришлось изобретать синтетический каучук, любой ценой. И изобрели.

Путину придётся искать средства не по причине его кровожадности, а по причине необходимости «милитаризации во спасение», как и было, обещано избирателям в программной статье. Средства придётся искать везде, и интенсификацией экспорта, и конфискациями у клептократии, и пришпориванием науки. И искать придётся не только средства, но и силы и таланты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть