После вывода войск антитеррористической коалиции из Афганистана Пекин может стать для Кабула «старшим братом». Об этом 25 сентября пишет «КоммерсантЪ». Свои выводы издание основывает на том, что недавно Кабул посетил член политбюро Компартии Китая Чжоу Юнкан, это был первый за многие годы визит в Афганистан столь высокопоставленного китайского представителя.
После переговоров с президентом Афганистана Хамидом Карзаем, Чжоу Юнкан заявил, что КНР будет принимать активное участие в восстановлении Афганистана, одним из шагов в этом направлении стало подписанное сторонами соглашение об участии Пекина в подготовке, оснащении и финансировании афганской полиции. Согласно документу, в ближайшие четыре года афганские полицейские пройдут подготовку в Китае. КНР также обещает Афганистану материальную помощь в размере 150 млн долларов. Взамен Пекин может получить доступ к афганским ресурсам, стоимость которых оценивается в миллиарды долларов.
Координатор региональных программ Института востоковедения РАН Александр Князев полагает, что намерения Китая не обязательно приведут к ожидаемым результатам. Об этом он заявил корреспонденту ИА REX, комментируя китайско-афганские отношения.
«В китайских внешнеполитических стратегиях — не только в отношении Афганистана, но и в целом — есть одна из установок, зачастую приводящая к отсутствию успеха. Китайская внешняя политика подчинена исключительно экономическим интересам и не учитывает, или учитывает не в должной степени, реалии, — полагает эксперт. — Весной 2007 года китайцы выиграли тендер на освоение крупнейшего в мире медного месторождения Айнак в Афганистане. Но пренебрегая военно-политической составляющей (в том числе и в формате ШОС), они пока не смогли освоить ни юаня из обещанных инвестиций».
Александр Князев отметил, что в силу нестабильности политической ситуации в Афганистане, подписанные сегодня документы завтра могут оказаться ничего не стоящими. Он также обратил внимание на одну важную особенность афганского менталитета: «У подавляющего большинства населения Афганистана в силу ряда причин, связанных, прежде всего, с религией, существует резко негативное отношение к китайцам как этносу». В силу этого, по его словам, у КНР сорвалось несколько проектов в Афганистане, которые позже были успешно реализованы компаниями из других стран, например, Казахстана.
В этой связи, по мнению Князева, не стоит возводить визит Чжоу Юнкана и все достигнутые договорённости «в ранг какой-то глобальной и, главное, успешной стратегии».
Комментарии читателей (0):