В Совете Европы приняли декларация председательства Комитета министров касательно событий, последовавших за показом фильма «Невинность мусульман». «Председательство Комитета министров Совета Европы решительно осуждает террористические акты и призывы к насилию, имевшие место после показа фильма „Невинность мусульман“. Оно также осуждает любое возбуждение ненависти, в частности, по религиозным мотивам, и призывает к уважению верований каждого.
Оно напоминает об основополагающей ценности свободы выражения мнения, гарантированной статьей 10 Европейской конвенции о правах человека, подчеркивая при этом, что осуществление этой свободы предусматривает права и обязанности, в частности, уважение прав других лиц. В соответствии с ценностями терпимости и взаимопонимания, которые развивает Совет Европы, председательство призывает к диалогу, проявлению чувства сдержанности и ответственности путем воздержания от любых действий или высказываний, способных разжечь ненависть или привести к конфронтации», — гласит декларация.
Может ли декларация Совета Европы остановить разгорающийся пожар? И к кому, собственно, в первую очередь обращён этот призыв?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Странно, что мусульманское сообщество не обратило особого внимания на гуманистический призыв европейского руководства, который, под шум волны вокруг антиисламского фильма, открывает совершенно иные возможности для усиления мусульманской конфессии на территории ЕС. Если бы мусульмане действовали тоньше и точнее, то за счёт политических методов решили бы многие вопросы, накопившиеся в последнее время у духовного Востока к бездуховному Западу.
Именно сегодня, после открытого издевательства над святынями ислама, на фоне горящих американских посольств и в целях достижения согласия, ведущие западные творческие умы должны выступить за строительство дополнительных мечетей в городах Евросоюза, которых там явно не хватает. А подтолкнуть их к этой мысли должны авторитеты из стран арабского мира, которые публично дадут понять, что первый шаг к снижению напряжённости вокруг дипломатических миссий и прекращению насилия должен сделать нетолерантный Запад. И что в таком случае насилие мгновенно прекратится.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но пока нет никакой гарантии, что после атаки на посольства представителей данной конфессии не выведет из себя очередной запрет на строительство мечети в каком-нибудь Берне, Кёльне или Париже. Или на ношение, в тех же местах, хиджаба. Особенно это касается Парижа, где напечатаны карикатуры, о которых нельзя говорить. Поэтому дорога к идеалам терпимости, добра и взаимопонимания, о чём говорится в призыве Комитета министров Совета Европы, должна начинаться с превентивных шагов самого комитета, состоящих не только из одних слов.
Говорят, что Запад использует арабские погромы в своих корыстных стратегических целях. Но кто сказал, что ту же самую ситуацию не может использовать и сам Восток?
Алифтин Тищенко, психолог-консультант:
На мой взгляд, не может. Декларация однозначно осудила «террористические акты и призывы к насилию, имевшие место после показа фильма „Невинность мусульман“», но сам фильм со стороны Совета Европы осуждён не был. Вместо ясного и точного описания примеров, что есть «любое возбуждение ненависти по религиозным по религиозным мотивам», среди которых значился бы и фильм «Невинность мусульман», мы читаем лишь общее описание.
Что такое волнения, погромы, убийства, террористические акты, нам известно, и все эти проявления возмущения со стороны верующих категорически осуждаются. Совет Европы говорит прямым текстом — мы против такого рода проявления чувств, сядем за стол переговоров, обсудим положение, не надо нервничать, господа. Вот основной посыл этой декларации. Но, ни одного «камня» не полетело в сторону авторов фильма, ни одного слова осуждения по поводу самого фильма. Фактически, речь идёт о полном единогласии по вопросу борьбы с беспорядками — Европа их не допустит. Она говорим верующим — терпите. Будьте сдержанней. В принципе, призыв к спокойствию обращён ко всем участникам событий, но, поскольку, волна возмущения идет от тех, кто считает себя оскорблённым после просмотра фильма, в первую очередь им и следует взять себя в руки.
Однако отсутствие желания Совета Европы однозначно осудить фильм «Невинность мусульман» косвенным образом доказывает, что в этом конфликте она не на стороне верующих. Что и приведёт к дальнейшей эскалации напряжённости. Верующие требуют только одного — осуждения и наказания, пресечения любых аналогичных попыток посягнуть на святость их истин. Но именно этого Европа сделать не может. На кону — свобода слова и критики всего, даже религиозных чувств.
На мой взгляд, не только исламский фундаментализм, но и другие религии — католицизм и православие, в своей основе, даже если они являются приверженцами мирного решения конфликтов, противоречат многим политическим взглядам светской власти. Налицо — острый мировоззренческий конфликт, и поэтому, отстаивая свободу слова, Совет Европы будет продолжать оказывать давление на религии с целью снизить эффект их влияния на европейскую культуру. Не удивительно, что и данному конфликту, и, скорее всего, по множеству последующих, Совет Европы будет оставаться на стороне, конечно же, мирного обсуждения в рамках существующих законов, а они таковы, что открыто, в средствах массовой информации, критиковать и обличать любую церковь не только не возбраняется, но и считается примером проявления свободы слова.
Сандра Новикова, блогер и журналист:
В самом деле, трудно понять, на кого рассчитаны такие обращения. На мусульман? Так правоверные на мантры о «свободе слова и творчества» не ведутся. На кощунников? Так наш опыт показывает, что на кощунников слова не действуют. Мусульман кощунники побаиваются, поэтому глумления над мусульманскими святынями редки, а если уж случаются, так вызывают резонанс на весь мир — это мы сейчас и наблюдаем. Однако есть мнение, что такие обращения европейцев, равно как и публикация во Франции карикатур на пророка Мухаммеда — это своего рода громоотвод: попытка верных союзников взять на себя часть гнева, обрушившегося на их хозяина — США.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Как всегда, когда декларацию составляют профессиональные дипломаты наших дней, она ни о чём и может трактоваться как угодно. Просто как бюрократы, сказали им отреагировать, они и отреагировали.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Любые декларации — признак бессилия, и даже если негодующим показать палец — они будут кричать «Аллах Акбар», и если показать любой другой палец — они тоже будут кричать «Аллах Акбар», поскольку негодовать их работа, что им не покажи. Будь погромщики искренне верующими — они бы спросили, а почему саудиты приватизировали Аллаха и Каабу, запретив туда Хадж гражданам Сирии. Будь погромщики искренними демократами — они бы спросили, почему эмиры Катара и Саудовской Аравии — деспоты... Это простой найм, как был найм против Каддафи. Это укус моськой слона за доверчивый хвост. Это терроризм по найму с ударом в спину. Совет Европы этого всего не понимает. Значит, будут повторяться и расти погромы. И в Ливии, и в Лондоне.
Комментарии читателей (0):