Группа волонтёров, честно отработавших на саммите АТЭС, не получили обещанную Владимиром Путиным поездку в Японию. Вместо них в круиз отправились чиновники со своими родственниками. После коллективного письма обиженных молодых людей им предложили автобусную экскурсию в Китай. Волонтёры обиделись и написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, которое широко разошлось в социальных сетях и блогосфере.
Будет ли реакция Кремля на обращение волонтёров?
Лев Вершинин, политолог:
В общем, из письма ясно всё, но коротко повторю суть событий. Студентам, добровольно работавшим на саммите, лично президент РФ пообещал поездку в Японию, предупредив, что свозить всех "просто не получится". Но несколько сотен человек, до 500" все-таки съездят. Ребята честно ждали, и дождались: им позвонили 9 сентября в ночь глухую, сообщили, что пусть и не 500 человек, а 70, но все-таки едут, и предложили решить, кто конкретно, но, - главное, - утром следующего дня, не позже 9.00, принести все нужные документы, чтобы краевые чиновники передали их в японское посольство. Ночь, понятно, была адская, но и выбрали "счастливчиков", и подготовили все документы с фотографиями, и принесли, и сдали, и принялись ждать. Но зря. Потому что никто документы никуда не передал, телефоны молчали, а когда начался скандал, губернатор пригласил представителей, печально сообщил им, что все пропало, потому что японцы документы уже не примут. Виноватых саботажников, правда, пообещал наказать, а съездить предложил в Китай, который тамошнему молодняку совсем не так интересен. В итоге, в Японию на халяву едут сплошь чиновники и их семьи, чьи визы были оформлены правильно и в срок, причем 70 мест, естественно, вакантными не остались.
Если все и впрямь так, то Владимиру Путину плюнули в лицо. И плюнул не какой-нибудь Обама, не специально на то заточенный "белоленточный" лидер и не эмигрантсвующий олигарх, а мелкая чиновная тля из отдаленного региона. Причем, хоть и мелкая, но плюнула по-крупному.
Я вырос в Одессе и прекрасно знаю, что к любым такого рода экскурсиям обязательно, за счет пары-тройки обиженных простецов, присасывается пара-тройка "сиятельных жен" или "нужных людей", но вот так, чтобы разом отфутболить всех, да еще столь откровенно и по-хамски, на моей памяти не бывало даже при самом-самом глубоком застое. Еще раз: Владимиру Путину плюнули в лицо.
Не сомневаюсь, он реально хотел, чтобы ребята поехали, он отдал соответствующие распоряжения, и он никак не мог ждать, что его, - царское слово окажется пустышкой, потому что ярыжной мелочи очень захочется хоть раз в жизни, но покататься на белом суперлайнере. И губернатор, - а я уверен, что он искренне хотел исполнить указание, и отдал все нужные распоряжения, - ничего против этой тихой, но упрямой мерзости сделать не смог. Максимум, - раз уж скандал вышел из-под спуда, кого-то лишить премии, а кого-то, возможно, - хотя это вряд ли, - даже уволить, но поезд все равно ушел: 70 "избранных" получили свое, а 70 заслуживших остались на бобах. Это уже, знаете ли, не классическое "жалует царь, да не жалует псарь".
Это уже значит, что всем псарям, вплоть до последнего Акакия Акакиевича, царь не указ. И ослушание возможно во всех случаях, вплоть мятежа в регионе или вторжения извне.
Отсюда вывод. Дом, который построил Джек, разрушается на глазах. То есть, он и хорош, и надёжен, - но день за днём сгрызается древоточцами. Мелкими, тихими, безмозглыми, но упорно-прожорливыми. А самое гнусное, ясно, что не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране. И просто верить, - как, вслед за Квинтом Септимием Флоренсом Тертуллианом, предлагает Роман Носиков уже не получается, потому что речь идет не о "высших смыслах", не о высокодуховных играх в бисер, а о нюансах сугубо земных, когда слепая, уже по пути в крематорий вера, что ведут все-таки в баню, а значит, нет смысла ни бежать, ни нападать на охрану, чревата известно чем. И "чистить с головы", - до чего, слава Богу, похоже, все-таки додумались, - тоже уже, судя по всему, поздно, потому что шашель укоренился в структуре и поодиночке выковыривать жучков бессмысленно: стены, пол, потолки дома, пока еще есть хоть какой-то шанс, нужно заливать химикатами, вымаривая начисто. Причем, начинать не с пресловутой головы, - чтобы не получить сдачи, - а с низов региональных пирамид. Обоймами. Разрывая теневые связи и обрушивая системы круговой поруки, без которых уже и среднее звено не сможет сделать топ ногой, тех же, кто повыше, - благо, еще не избраны, а назначены, - перебрасывать в другие регионы, лишая опоры еще более высокопоставленных. Но, чу! - слышу вопрос: "А работать-то, кто будет? Где кадры брать?"
Отвечаю: там же. На местах и на низах. Из актива тех, кто ныне протестует. Только, - и это очень важно, - не из записных митинговых говорунов, мечтающих о карьере, а из рядовых, желающих странного и готовых, вне всякой идеологии, пахать на мелких, незаметных, но очень важных (поскольку лицом к лицу с народом) аппаратных должностях, на которых нервы попортишь, но, ни славы, ни бабла не сострижешь. Лучше, конечно, из левого спектра (там народ почище), но, в общем, сгодятся и либералы из числа бескорыстных, которых в провинции много, но о которых, к сожалению, мало кто знает. Они, по крайней мере, на первых порах, будут безупречны, и народ это оценит. А если вдруг начнут воровать и жульничать, опять же выгода: тот же народ, воочию увидит, что оппозиция ничем не лучше предыдущего. Опасаться же "политических" разногласий совершенно незачем: работа на низах выматывает настолько, что на интриги и глупости у честного чиновника времени не остается.
В сухом остатке. Ни промолчать, ни мягко пожурить, ни покарать козлика отпущения уже не получится. Смешная, на первый взгляд, провинциальная пакость, не оставляет Владимиру Путину вариантов. Пора зачищать, и всерьез. Потому что царь может быть всяким: хоть великим, хоть тёмным, хоть грозным, хоть кровавым. Но царь, прилюдно оплёванный челядью, уже не царь.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Реакция, несомненно, будет. Если реакции не будет, то завтра чиновники из ракетных войск начнут торговать тягачами, ракетами и боеголовками, поскольку нарушать законы возможно безнаказанно, а верховный главнокомандующий за нарушения не покарает. Вопрос в силе такой реакции и точке её приложения. Если нужно почистить Приморье, это один масштаб. Если нужно дать урок чиновникам всей страны - это иной масштаб. Путину придётся что-то делать с этим происшествием и со всеми подобными, причём помня, что недруги страны будут упрекать его в деспотизме, что будет главным политическим последствием починки государственной машины. Путину, как юристу, есть смысл заимствовать зарубежное законодательство в отношении чиновников в наиболее обязующих аспектах, подобно FARA. И в случае критики - спокойно сравнивать законы "демократий" и России.
Комментарии читателей (0):