Вечером 5 сентября парламент Киргизской Республики утвердил состав нового правительства. «За» проголосовали 80 депутатов из 120, остальные либо воздержались, либо отсутствовали на заседании, сообщило информационное агентство АКИpress.
Несмотря на то, что юристы и политологи неоднократно обращали внимание на положения Конституции, согласно которым в состав парламентской коалиции могут входить только фракции целиком, новый правящий альянс Киргизии включил в себя не только 67 депутатов от партий СДПК, «Ата-Мекен» и «Ар-Намыс», но и 13 так называемых «тушек» из оппозиционных фракций. Таким образом, новое большинство объединило три четверти депутатов и стало конституционным.
«Это голосование сейчас отражает примерный расклад в парламенте, — считает обозреватель АКИpress, — коалиционное большинство в составе 67 депутатов при помощи депутатов-перебежчиков обладает конституционным большинством. Такой расклад не устраивает оппозиционные фракции. Цифра в 80 депутатов — это уже психологический порог, при котором сложно уговорить кого-либо перейти на твою сторону».
Главой нового кабинета, как сообщало ИА REX, стал Жанторо Сатыбалдиев. Уроженец южной Ошской области Киргизии политическую карьеру начинал на малой родине, затем был депутатом парламента двух созывов и представителем президента по южным регионам. После падения режима Курманбека Бакиева вошёл в состав Временного правительства и возглавил Государственную дирекцию по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад, пострадавших в итоге межэтнических столкновений в июне 2010 года. После избрания Алмазбека Атамбаева на пост президента страны Жанторо Сатыбалдиев стал главой его аппарата.
Напомним, Киргизия — парламентская республика и президент не имеет права вмешиваться в процесс формирования коалиции. В этой связи выдвижение руководителя его аппарата на пост премьера — безусловная примета усиления позиций президента в парламенте и правительстве.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается персонального состава кабинета, новых лиц немного, большинство министров сохранило свои портфели. Обращает на себя внимание лишь фигура вновь назначенного главы внешнеполитического ведомства Эрлана Абдылдаева. «Во главе МИД оказался человек, который сделал головокружительную карьеру при Аскаре Акаеве и ушёл из госслужбы с падением режима бывшего президента, — отмечает обозреватель АКИpress. — Эрлан Абдылдаев работал заместителем и первым заместителем у экс-главы МИД Муратбека Иманалиева. Последнее место работы — западное НПО „Институт по освещению войны и мира“. По крайней мере, теперь глава МИД сможет поддержать разговор на английском языке, что у нас было крайне редко и вызывало недоумение среди зарубежных дипломатов».
В процессе обсуждения парламентом программы нового правительства в адрес кандидата в премьеры неоднократно звучали упрёки в том, что его видение развития страны в краткосрочной перспективе слишком узко и не предполагает системных реформ, в которых нуждается Киргизия.
«Многие меня критикуют, говорят, что я не реформатор, — ответил на это Жанторо Сатыбалдиев. — Но последние 20 лет все проводят реформы, но что изменилось? Ничего не изменилось. Моя программа — меньше разговоров, больше работы. Нужно меньше выступать по телевидению, меньше писать красивых пустых программ. Нужно исправлять положение дел в стране и работать для того, чтобы улучшить жизнь народа». Свою ближайшую задачу новый премьер формулирует просто — пережить зиму без потрясений.
Комментарии читателей (0):