Очень часто можно встретить мнение, что падение Башара Асада объективно выгодно Израилю. Действительно, в этом случае наверняка лишится важной тыловой базы ливанская «Хизбалла» и ослабнет влияние в регионе Ирана. Некоторые эксперты также вспоминают о том, что в случае, если Сирия погрузится в хаос, Израилю точно никто не напомнит о необходимости вернуть Дамаску Голанские высоты. Тем не менее, подводных камней в случае падения нынешнего сирийского режима у израильской политики будет куда больше, чем бонусов.
Не стоит забывать: даже израильские военные аналитики подчёркивают, что нынешний дамасский режим «не выпустил ни одной пули в сторону Израиля за последние 30 лет». То есть сам по себе вреда для Еврейского государства не представляет. Возвращать Голанские высоты нынешней Сирии, снова превратившейся в страну-изгоя, ни в ЕС, ни в США Израиль никто подталкивать не будет. Что касается «Хизбаллы», то борьбу с ней Израиль действительно ведёт. Вот только для этого достаточно сильного ослабления Асада, а не его уничтожения. В конце концов, для «Хизбаллы» даже падение Сирии не станет смертельным ударом. Более того, возможно шиитская община Ливана ещё больше сплотится вокруг «Партии Аллаха» в условиях ещё более враждебного окружения, а позиции этого движения в чём-то даже усилятся – ведь другая влиятельная шиитская организация, «Амаль», как раз была чисто просирийской и точно ослабнет. Кстати, «Хизбалла» уже имела опыт выживания, когда в Сирии всё было не так однозначно – в 1980-е годы в Ливане даже происходили вооружённые столкновения между бойцами проиранской «Партии Аллаха» и просирийской «Амаль».
Ослабление Ирана поможет Израилю лишь на первый взгляд. Чем больше игроков в регионе, тем больше пространство для манёвра. До волны «арабских революций» влиять на ситуацию в Палестине могли сразу несколько держав Ближнего и Среднего Востока. Прежде всего, это – Египет, Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Турция, а также Сирия и Иран, партнёрство которых не означало полного тождества интересов. Но за последние пару лет многое изменилось. Египет очень ослаблен к тому же, сильно подпав под влияние Дохи и Эр-Рияда (отметим, что новый египетский президент Мухаммед Мурси первый официальны й зарубежный визит нанёс в Саудовскую Аравию, а вскоре после этого отказался посещать саммит Движения неприсоединения в Тегеране). Иордания скована ожиданием собственной «арабской революции». Турция ещё недостаточно влиятельна. Показательно, что один из недавних высокопоставленных перебежчиков из Сирии, бригадный генерал Манаф Тлас, сначала посетил Саудовскую Аравию, а потом уже в Турцию – это еще раз показывает, кто считается более влиятельным в регионе. Сирия погрузилась в гражданскую войну, влияние Дамаска и Тегерана в регионе снизилась. Де-факто, Израиль остался один против Саудовской Аравии и Катара. Не до конца ослабленный Тегеран и сохранивший контроль над Сирией режим Асада или его непосредственных преемников были бы противовесом влиянию Эр-Рияда и Дохи в регионе.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Любой режим в Дамаске, который придёт на смену нынешнему, будет гораздо хуже контролировать ситуацию в Сирии, как минимум в течение нескольких лет. Это значит, что возможность для создания тыловой базы на сирийской территории у радикальных суннитских группировок многократно возрастёт. Одной из мишеней для их действий непременно станет Израиль.
Поэтому Израилю сейчас объективно выгодно ослабление, но не окончательное падение режима Башара Асада.
Михаил Нейжмаков
Комментарии читателей (0):