Депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Фёдоров готовит поправки в закон о Центробанке и Конституцию, которые позволят отвязать рубль от курса доллара и сделать экономику страны полностью рублёвой. Детали законопроекта Федоров не раскрывает до осени, однако подчеркивает, что необходимо сделать рубль национальной валютой, коей сейчас он не является. «Рубль должен стать национальной валютой. Сейчас он привязан к доллару, а потому не может являться национальной валютой», — пояснил Федоров «Известиям».
Можно ли сделать рубль настоящей национальной валютой?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Эти разговоры в РФ ведутся давно, как бы для отвода глаз, так как патриотическая Россия — особенно её ветвистые властные уровни — при этом продолжает пользоваться «валютой врага». Кроме доллара существует не менее «вражеский» евро, куда вложена половина российских активов, которые, после принятия закона, теперь, видимо, будут вложены строго в рубли. Представители власти предлагали как-то не упоминать доллар вообще, переходя на иносказания, намёки и жесты, но и этот вариант на практике не прижился. Не было нужного закона, в этом вся беда.
Лет пятнадцать назад проект, который предлагает депутат Фёдоров, активно озвучивали русские националисты. Они считали, что российское сырьё, продаваемое за рубеж только за рубли, автоматически вынудит Запад переходить к расчётам в рублях, что в свою очередь понизит роль доллара в мировой экономике, сделав его ненужным хламом, и поднимет сам рубль.
Рубль, к сожалению, теперь отвязан и от российского сырья, и вернуть ему силу могут пять-шесть глобальных побед российского оружия, а не патриотические финансовые акты, принятые Госдумой.
Если же, по словам Фёдорова, на данный момент «рубль не является национальной валютой», то, как же нам следует квалифицировать деятельность депутатов на протяжении последних думских созывов? Депутаты, которые не замечали этого факта, как минимум, должны сдать мандаты, — а уже следующая Дума должна определить им меру наказания в свете недавно принятого и крайне своевременного закона об иностранных агентах.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Тема «золотого рубля» чрезвычайно интересна. Если рубль получит наполнение сырьём и хайтеком, то он способен стать мировой валютой. А дальше есть два пути. Либо Россия обретёт «сеньораж», который мы уже многократно обсуждали на сайте ИА REX, и удвоит-утроит бюджет за счёт экспорта самих рублей, либо начнутся убойные игры на понижение-повышение курса рубля подобно тем играм, что проводили США против фунта стерлингов руками Сороса.
Фёдоров выбрал очень удачный момент. Удивительно удачный. Эксперты ИА REX прогнозировали, что при атаке США на Сирию и Иран — Китай и Индия побегут-помчатся из доллара, опасаясь «долларовой бомбы». Но в связи с явными противоречиями между Индией и Китаем, у них может отсутствовать уверенность в друг друге, и им нужен будет гарант. Лучшим гарантом способен быть не Иран, а Россия. После чего столетиями жить не тужить, как в Европе Швейцария, пребывая на горах оружия и являясь самой милитаризованной страной мира, но при этом, не вступая в столкновения.
Есть ещё один прогноз. Восходит звезда Евгения Фёдорова и закатывается звезда Единой России. Каким-то образом Фёдоров, уже который раз ухитряется прорывать бюрократическо-оффшорную линию обороны от русских, причём у него появилось стратегическое планирование, которого ранее не было. Это значит, что он может пользоваться ресурсами не Единой России, снявшей его со всех постов, а непосредственно путинской команды, для которой и Единая Россия и Общероссийский народный фронт — просто чехлы для танка, разной раскраски.
Кирилл Мямлин, публицист:
Как ни странно, но можно. До сих пор основная проблема была в том, что в гуманитарных науках царствовали установки либерализма — по сути, такие же тоталитарные, как и во времена «развитого социализма». Но жареный петух, наконец, доклевался и до «истеблишмента». При этом, в Институте Высокого Коммунитаризма в течении нескольких лет велась работа по пропаганде «закона о НКО» (аналог Закона о регистрации агентов иностранных принципалов« — FARA). Закон был принят. Точно так же была проведена работа по разъяснению среди законодателей, что на самом деле представляет собой «Закон о Центробанке» и разработаны суверенная схема эмиссии и альтернативная система международных расчетов. Как мы видим, появились хотя бы попутки что-то изменить. Хотя я предвижу огромное сопротивление — с истериками «туземных лиц либеральной национальности», подключением «компрадорской олигархии», которую держат на крючке кредитами и контролем над тайными счетами в оффшорах, и политическими демаршами «западных партнеров».
Владимир Беляминов, политолог, эксперт по финансовому и экономическому маркетингу:
На мой взгляд, это утопический законопроект, который ни к чему не приведет. Доллар является одной из мировых резервных валют, относительно которой определяется стоимость национальных валют. Поэтому отказаться вообще от привязки рубля к доллару, встает вопрос: «Относительно чего будет котироваться российская валюта?» Доллар является на сегодня главной резервной валютой и средством международных расчетов в мире. Даже евро котируется в паре с долларом, не говоря уже о других валютах. Чтобы определять цену российского рубля необходимо ввести на мировом уровне реальную альтернативу доллару, относительно чего будет определяться стоимость национальных валют. Что это может быть? Возврат к золотому стандарту? Котировки относительно барреля нефти? Привязка к другой валюте? Об этом пока не говорится.
Безусловным является факт необходимости снижения зависимости любой национальной экономики от доллара. Это позволит снизить валютные риски зависимости российской экономики от положения дел в американской экономике. Как мы помним, финансовый кризис 2008 г., захлестнувший Европу, стал продолжением американского ипотечного кризиса 2007 года. Авантюра американской валюты заключается в том, что это обычная долговая расписка, бумага частного финансового института (Федеральной резервной системы) не обеспеченная ровным счетом ничем, лишь гарантируемая к приему в качестве расчетной единицы. Просто кто-то сказал, что эта бумажка равна 100 долларам, на которые можно купить столько-то товара. По сути, долларовая бумага приравнивается к реальному ВВП тех стран, валюты которых котируются относительно доллара. Получая долларовую массу, страны обменивают ее на реальный экономический продукт. Нонсенс, с которым живет весь мир, начиная с середины ХХ века.
Поэтому, отойдя от доллара в качестве расчетной валюты, России придется искать альтернативу, что является весьма смелым решением, однако когда-то это делать надо. Господству доллара и всего его бумажного феномена когда-то должен прийти логический.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Можно всё, СССР как-то не привязывал рубль к доллару и просуществовал 74 года. Но дело в ином: для чего это нужно? Кому выгодно такое самоутверждение ради самоутверждения? Когда этим занимается детсадовец, то это просто явление, сопровождающее формирование личности. Но государственному деятелю заниматься этим просто не по возрасту, если у него ещё не сформировалась личность, то ему нечего делать во властных структурах.
Вместо позиции «Баба Яга — против», в отношении США можно было бы выработать позицию конструктивного геополитического сотрудничества с ними, как это сделала Великобритания после ВМВ, когда она утратила первенство. Отказаться от собственной геополитики и идти в американском фарватере, оговорив это некоторыми условиями и преференциями для себя. В частности, отказом Запада от поддержки оппозиции и получением всяких льгот и привилегий в двусторонней и много сторонней торговле.
Андрей Давыдов, журналист:
Изменения в этом направлении вполне возможны. Ибо они соотносятся с курсом Путина на возрождение самостоятельного и самодостаточного Союза. Об этом же говорит и недавнее назначение Сергея Глазьева советником президента РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на развитие евразийской интеграции. А экономист Глазьев как раз и известен как непримиримый критик нынешней нашей финансовой системы.
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
Маловероятно, но очень бы хотелось, это будет уже третья попытка национализации ЦБ. Без этого об эмиссии, модернизации и развитии страны можно даже не начинать говорить.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Рубль, безусловно, надо отвязывать от доллара и делать настоящей национальной валютой, но действовать в этом деле отвязки от доллара надо очень осторожно, аккуратно и постепенно. Так что перспективы у законопроекта туманные — думаю, осенью его вряд ли примут. Однако то, что вопрос о том, что рубль должен стать национальной валютой, поднимается, уже хорошо.
Комментарии читателей (0):