С 2014 года арендная плата за российские военные объекты на территории Киргизии будет повышена. Такое заявление министр обороны Киргизской Республики Таалайбек Омуралиев сделал в интервью агентству РИА Новости 11 июля.
Речь идёт о трёх из четырёх пунктов дислокации российских военных: торпедном полигоне в Караколе, центре военной связи в Кара-Балте, и радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу. Авиабаза в г.Кант является объектом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), условия её функционирования могут быть изменены только общим решением стран-членов. При этом министр пожаловался, что киргизской стороне приходится оплачивать коммунальные расходы на содержание российских лётчиков в размере 300 млн сомов в год (около 200 млн рублей).
После приостановки членства Узбекистана в ОДКБ многие аналитики ожидали недружественных шагов со стороны других членов организации. Но называть демаршем сегодняшнее выступление министра Омуралиева вряд ли уместно. России предлагается компенсировать потери от инфляции в Киргизии, которая по прогнозам составит в этом году 9%. Причём вопрос оплаты за российские военные объекты всплывает уже второй раз за этот год. В марте Минобороны России погасило долг в $15,5 млн перед Киргизской Республикой после вмешательства президента РФ Дмитрия Медведева.
Напомним, в настоящее время между Россией и Киргизией ведутся переговоры о создании объединённой российской военной базы и идут они непросто отчасти потому, что Россия предпочитает оплачивать своё военное присутствие не живыми деньгами, а бартером или услугами по обучению местных специалистов. Нерешёнными также остаются вопросы о сроках аренды, условиях её продления и статусе сотрудников.
«Нахождение российских баз в Кыргызстане выгодно двум странам, это меры безопасности, это не вопрос цены, поэтому мы обязательно найдём взаимовыгодное решение», — сказал Омуралиев.
Между тем, как заявил корреспонденту ИА REX руководитель центра военного прогнозирования, доцент факультета мировой политики МГУ Анатолий Цыганок, разговоры об увеличении оплаты за российские военные объекты на территории стран Средней Азии периодически возникают на протяжении последних 10 лет. По его мнению, желание осложнить жизнь российским военным в регионе в числе прочего инспирировано извне: «США давят на Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, поскольку остро нуждаются в „аэродроме подскока“ в связи с нахождением войск Антитеррористической коалиции а Афганистане, а также стремятся сохранить своё военное присутствие в Средней Азии после вывода контингента в 2014 году для контроля над территорией ближневосточных государств и России».
Комментарии читателей (0):