Сегодня, 11 июля, Госдума рассмотрит поправки в Уголовный кодекс. В частности, предлагается вернуть в УК статью «Клевета». Поправки поддержал президент России Владимир Путин. Он, однако, отметил, что не считает целесообразным введение за клевету наказания в виде лишения свободы. В свою очередь глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников — инициатор поправок, считает, что декриминализация этой статьи «ни к чему хорошему не привела». «Граждане практически безнаказанно обвиняют людей в самых страшных грехах, называя их бандитами, террористами, коррупционерами», — объяснил он. В законопроекте, который он внес в Госдуму, за клевету можно наказывать не только штрафами (как сейчас), но и приговаривать к лишению свободы на срок до пяти лет. Клевета была исключена из перечня уголовных преступлений в декабре 2011 года.
Эксперты ИА REX высказали свое мнение по этому поводу:
Юрий Юрьев, политконструктор:
Если экспертизу понятия клеветы будут делать те же лингвисты, что в применении слова «русские» видят экстремизм в отношении нации «россиян», то лучше оставить законодательство как есть. Если же клеветой считать умышленное распространение порочащих сведений с явной целью нанесения ущерба здоровью репутации или деятельности, и оценивать клевету по критерию умышленности, как личностной заинтересованности в присвоении материальных благ, — то изменения в законах будут полезны. Представим себе организацию под названием, допустим, «Дожор». Кто-то вкладывает в её цель в среднем сто долларов в месяц, а кто-то пять долларов в месяц. И десятерым вкладчикам по 5 долларов в месяц выгодно создать неприятности двум 100-долларовым вкладчикам, ради изменения цели организации и подмены цели на свой персональный пиар, с целью дальнейшей продажи своих услуг партиям и движениям. И создавая эти неприятности посредством анонимных интернет-провокаций и индивидуальной клеветы, возможно, временно добиться эффекта затруднений для оппонентов и сделать «дожор» себе лично благ и перспектив. В данном случае клевета имеет чёткий смысл, но прямая денежная выгода от клеветы не очевидна, а значит, измерить ущерб не представляется возможным, особенно если членские взносы не фиксировались. И клевета может получить правовую оценку, но не стоимостную.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А вот в случае хозяйственных споров, тендеров, конкурсов и любых дел, имеющих стоимостное выражение — клевета может считаться одним из методов мошенничества, и её возможно измерить, а значит, оценить ущерб от неё. И если ущерб от деяний велик, то есть смысл оценки клеветы и иных видов психологического подавления, как агрессии. И дело за методикой расчёта ущерба с целью его предотвращения или возмещения, если предотвратить не удалось.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Безусловно, стоит: за клевету нужно отвечать. Если ты называешь целую партию «партией жуликов и воров», то либо докажи, что все в этой партии являются жуликами и ворами, либо неси ответственность, вплоть до уголовной, за свою клевету. Так что статью надо возвращать в Уголовный кодекс обязательно. Между прочим, тот факт, что статью декриминализировали в декабре 2011 года, показался многим весьма подозрительным фактом.
Марина Веригина, журналист и блогер:
Должна заметить, что декриминализация бывших уголовных статей «Оскорбление» и «Клевета», как и следовало ожидать, прошла с нарушением Конституции РФ. Раньше, каждый, кто считал себя оскорблённым или оклеветанным, имел право в порядке частного обвинения обратиться за судебной защитой, которая гарантирует каждому гражданину доступ к правосудию. А потом по инициативе юриста Медведева эти статьи убрали из УК РФ, и это стало административным правонарушением. Но, согласно новым положениям ст. 28.4 КоАП, возбуждаться дела по этим статьям КоАП могут только по постановлению прокурора. То есть сегодня обратиться за защитой от клеветы и оскорблений может не каждый гражданин, а только тот, кому это позволит сделать прокуратура. Просто поразительно, почему этот аспект никого не заинтересовал.
Комментарии читателей (0):