Посла России в Токио Евгения Афанасьева вызвали в японский МИД, где ему выразили протест, в связи с визитом российского премьера Дмитрия Медведева на остров Кунашир. Комментируя поездку главы российского правительства на Южные Курилы, министр иностранных дел Японии Коитиро Гэмба назвал ее «ушатом холодной воды» для российско-японских отношений. На связях двух стран, добавил глава МИДа, этот визит скажется пагубно. Дмитрий Медведев побывал на Кунашире 3 июля в рамках поездки по Дальнему Востоку. На острове премьер-министр посетил причальный комплекс в Южно-Курильске, расположенный там же рыбокомбинат, а также местную районную больницу.
Поездка Дмитрия Медведева на Южные Курилы стала второй за полтора года. Первый раз он посетил Кунашир в ноябре 2010 года, став первым президентом России, приехавшим на оспариваемые Японией территории.
ИА REX: Учитывая, что ранее первые лица государства, в том числе и во времена СССР, не посещали эти острова, то это мелькание Медведева на Курилах похоже на вызов японцам с целью отвести внимание СМИ от чего-то более важного?
Юрий Юрьев, политконструктор:
Это похоже на латание рейтинга Медведева, прохудившегося настолько, что многие уже кричат: «А король-то голый». И Медведев надевает плащ супермэна и летит на Курилы, чтобы не считали, что он живёт в Твиттере, а не в России. Так это выглядит политически. Впрочем, всё может быть ещё хуже, если он туда возьмёт Дворковича и тот что-то ляпнет на тему совместного управления островами вместе с Японией или создания там какой-то автономии с названием, например «ИНСОР».
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Острова принадлежат России. И президент России, и премьер-министр могут приехать с рабочим визитом в любой регион Российской Федерации. Разрешения на это им спрашивать ни у кого не нужно — по-моему, это очевидные вещи. Из сообщения видно, что это именно рабочая поездка: премьер проводит совещания, осматривает строящиеся объекты, встречается с местными жителями. А если японцы нервничают — кто им виноват?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Роман Лискин, журналист:
Япония вообще страна, редко укладывающаяся, в какую-то логику. У каждой страны для успешной политики должны быть внешние враги. Тогда снижается протестный дух внутри страны. Для Японии, которая испытывает все болезни общества, которые даже невозможно представить, наличие внешнего врага неотъемлемое правило. О чём вообще можно говорить, если по документам, мы до сих пор в состоянии войны.
Андрей Давыдов, журналист:
Японцы, видимо, считают, что терпение и труд всё перетрут, вот и долбят, как дятел, в одну точку. Раз за разом осуждают визиты на Курилы — без японской визы! — представителей власти РФ. Это долгосрочная стратегия. Если Россия, как они рассчитывают, наконец, ослабнет в должной мере, территорию эту они уже как бы за собой застолбили — при поддержке США уже практически де-юре — и останется только оформить де-факто. Однако недавнее обострение отношений, заставившее Россию всерьёз заняться укреплением обороны островов, говорит о том, что восточное терпение японцев заметно истощается. Пришлось показать, что рука Москвы ещё не настолько ослабла, чтобы можно было без проблем выхватить из неё «северные территории». И Токио покорно вернулся к тактике дятла.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Необходимо помнить, что проигравшая Вторую Мировую войну Германия лишилась части территории в пользу Польши и СССР (Восточная Пруссия) в наказание за агрессию в сентябре 1939. Её союзница Япония в наказание за нападение в декабре 1941 года на базу ВМС США также лишилась некоторых островов в Тихом океане, принадлежащих в настоящее время США.
Так что Курилы — это лишь часть претензий Японии на возвращение прежних островных территорий. Есть аналогичные претензии по территориям, принадлежащим ныне Китаю, США, Южной Корее. Почему же так акцентируется именно проблема «северных территорий»? Возможно, Япония считает Россию слабейшим звеном?
Напомню, что предыдущая конфронтация была перед атомной аварией на Фукусиме. Казалось, что может дело дойти до активной фазы противостояния. Однако авария показала, насколько уязвима перенаселённая Япония перед стихией и техногенными катастрофами. Поэтому японскому руководству стоит задуматься о последствиях конфронтации с огромной Россией и забыть о своих планах по возврату «северных территорий».
Комментарии читателей (2):
И, кстати, у России с Японией нет мирного договора! А посему - на войне все средства хороши, если они ведут к победе!