Правозащитники раскритиковали предложение «Единой России» присваивать российским некоммерческим организациям (НКО), финансируемым из-за рубежа, статус иностранного агента. Так, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила РИА Новости, что не считает свою организацию иностранным агентом, поскольку все деньги, которые получает МХГ, тратятся не в интересах иностранных государств, а на защиту прав российских граждан. Она намерена в ближайшее время решить, готова ли организация регистрироваться в качестве агента иностранных государств. Глава движения «За права человека» Лев Пономарёв также считает, что предлагаемый закон уничтожит большинство крупнейших правозащитных организаций, поскольку любая некоммерческая организация, которая поставит на себе печать агента иностранного государства, в этом смысле унизит себя в глазах жителей государства.
Стоит ли регистрировать и пересчитывать иностранных агентов, рассказали эксперты ИА REX.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Правозащитники ноют, поскольку опасаются обесценивания своих призывов, если выявится, что призывы звучат за счёт иноземных стран и компаний, традиционно мечтающих захватить или неоколониализовать Россию. Это лежит на поверхности, как и необходимость платить налоги. Но я бы хотел изложить иную, более глубокую версию событий.
Представим себе некоего вождя, который отправляет этих правозащитников на урановые рудники по заказу зарубежных сил. «Бред» — скажут правозащитники. А вот и не бред, а вероятностный прогноз. Частные армии ныне весьма распространены в мире, и они включают миллионы опытных бойцов. В России частных армий пока нет, но тысячи охранных фирм в теории легко консолидируются в единый фронт, подобно партизанам, вливавшимся в состав армии. А теперь можно представить, что будет, если их наймут и поддержат, как ПНС в Ливии. И зачем тогда вообще слово «правозащитник» и персоны, привычные вольно себя чувствовать в эфирах, когда требуется лишь исполнительность?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 21.07.12 Путин подписал закон об НКО-иностранных агентах
- 18.07.12 Госбарьеры для СМИ, финансируемых из-за рубежа, не будут эффективными: Михаил Нейжмаков
- 18.07.12 Россию ждёт полный тупик: Григорий Трофимчук о применении закона о статусе «иностранного агента» к СМИ
- 13.07.12 Госдума одобрила законопроекты о клевете и об НКО-иностранных агентах
Кстати, поговаривают, что иностранные компании поощряют у своих сотрудников патриотизм в отношении себя самих и стран своего пребывания, а вовсе не русский патриотизм. Причём это происходит централизованно во всём СНГ. Как видим, законодательство FARA, а в русской версии — СИА (статусы иностранных агентов), многократно поддержанное экспертами ИА «Rex», нужно не только для некоммерческих структур, но и для коммерческих структур.
Лев Вершинин, политолог:
По поводу этого закона для меня всё предельно ясно. На самом деле, ничего жуткого. Вплоть до начала Первой мировой войны любой гражданин имел право, зарегистрировавшись в качестве агента иностранного государства, в мирное время вполне официально, — конечно, под заботливым присмотром спецслужб, — вербовать агентуру, добывать сведения и так далее. Завербованных ими при поимке сажали, а то и вешали, но сам он при этом не страдал. А если и страдал (как, скажем, у Артура Конан-Дойля в «Чертежах Брюса-Партингтона»), то от собственной глупости, когда очень уж зарывался. Да и сейчас система такой регистрации и в Штатах, — сотрудники, скажем, RT могут подтвердить, — и в ряде стран ЕС работает вовсю. То есть, закон предлагает «правозащитникам» всего лишь работать, скажем так, «на правах рекламы». Чтобы всё всем было ясно и понятно. А это, по причине неизбежного понижения КПД, не устраивает спонсоров. В связи с чем ручеек может иссякнуть, что и ввергает борцов за права человека в истерику, поскольку за идею работать дураков нет, а кормиться хоть чем-то, кроме привычной работы, они давно разучились.
Кирилл Мямлин, публицист:
Видимо, наши уважаемые правозащитники не в курсе, что мы здесь лишь копируем международный опыт, послушно следуя в кильватере США (ака «Империя Добра и Светоч Свободы»). Где ещё с 1938 года действует «Закон о регистрации агентов, действующих в интересах иностранцев (Foreign Agents Registration Act — FARA). В законе определён специальный правовой статус «агента иностранного принципала», под которым подразумеваются (Ст.611): «Любое лицо, которое действует как агент, представитель, сотрудник или служащий, или любое лицо, действующее в любом другом качестве по приказу, требованию, или под руководством или контролем иностранного принципала, или лица, чья деятельность прямо или косвенно контролируется, финансируется, или субсидируется целиком или в большей части иностранным принципалом, а также этот термин означает лицо, которое прямо или посредством других лиц вовлечено в пределах США в политическую деятельность в интересах такого иностранного принципала; действует как советник по связям с общественностью, рекламный агент, сотрудник информационной службы или как политический консультант; запрашивает, собирает, оплачивает или распределяет взносы, ссуды, или другие ценности; представляет интересы такого иностранного принципала перед агентством или правительственным чиновником».
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Если всех, кто получает финансирование из-за рубежа назвать иностранными агентами, то среди этого разнообразия легче всего скрыться настоящим иностранным агентам, лоббирующим в стране интересы других правительств. Если признать иностранным агентом Хельсинкскую группу, то ведь в России действует множество таких «агентов» от московского представительства Русской общины в Израиле до немецкой школы в Санкт-Петербурге, от подворья Русской Православной Церкви за рубежом до Московского общества казахской культуры «Мурагер».
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Закон о регистрации иностранных агентов следовало принять ещё вчера. Так что будем надеяться, что такой закон будет в ближайшее время принят (ведь лучше позже, чем никогда), и мы, таким образом, ещё на шаг приблизимся к цивилизованным западным странам вроде Америки, где давно уже действуют подобные законы. Кстати, реакция так называемых правозащитников, а именно Пономарёва и Алексеевой, также свидетельствует о том, что давно пора регистрировать иностранных агентов.
Александр Белковский, журналист:
Кто платит, тот и заказывает музыку. Возьмите любую «правозащитную организацию», финансируемую из-за «бугра», копните поглубже её историю — и вы неминуемо выйдете на структуры, связанные с ЦРУ или, на худой конец, с Госдепартаментом США. Следовательно, определение «иностранные агенты» («агенты влияния») имеет право на жизнь, со всеми вытекающими последствиями.
Роман Лискин, журналист:
Думаю, идея не лишена смысла, ведь под видом многих (НКО) просто работают агенты влияния, годами живущие только на гранты. Будучи либерально настроенным человеком, есть такое ощущение. Но нашим государственным органам советовал бы работать более филигранно, зная, что это больная тема для общества, а не рубить топором, что попало. И тем более не выносить всё это в прессу. Отрицать очевидное — дело глупцов от политики, которых развелось слишком много.
Напомним, как ранее сообщало ИА REX, законопроект, подготовленный депутатами от «Единой России», предлагает наделить статусом иностранного агента российские НКО, которые занимаются политической деятельностью и имеют зарубежные источники финансирования. Такие организации должны будут отчитываться перед надзорными органами не один раз в год, а дважды, а также ежеквартально предоставлять в Минюст отчёты о полученных из-за рубежа средствах и их расходовании. Минюст, в свою очередь, получит право проводить в таких НКО внеплановые проверки.
Штрафы за расхождения в отчётах могут достигать до миллиона рублей для юридических лиц. Штраф будет грозить также за отсутствие на докладах, попадающих под действие закона об НКО, пометок «иностранный агент». В случае принятия закона, члены НКО, получающих иностранные деньги, могут быть лишены свободы на срок до трёх лет за побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Комментарии читателей (0):