Второй тур президентских выборов в Египте, состоявшийся 17 июня, выиграл кандидат от «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси, получивший 51,7% голосов.
Конкурент Мурси, кандидат от пришедшей к власти после падения Хосни Мубарака военной хунты Ахмед Шафик уже признал своё поражение. Таким образом, демократизация Египта привела к власти исламиста, несмотря на оптимистические прогнозы американских и европейских комментаторов, журналистов, политологов и политиков. Избрание кандидата от «Братьев-мусульман» отметили и в Палестине оружейными залпами. «Это исторический момент, новая эпоха в истории Египта», — заявил один из лидеров движения ХАМАС Махмуд аз-Захар.
Ситуацию в Египте прокомментировал эксперт ИА REX израильский политтехнолог Давид Эйдельман.
Полтора года назад в интервью «Цветные революции — процесс перераспределения власти внутри элит» Эйдельман указал «Братьев-мусульман» в качестве наиболее вероятных претендентов на получении власти в Египте. «„Братья-мусульмане“ — пока не являются ведущей силой, они практически проспали революцию — были к ней так же мало готовы, как и сам режим, поэтому, сегодня они лишь пассажиры на палубе, а не капитаны корабля. Обратите внимание на отсутствие у демонстрантов в Египте, так же как в Тунисе, исламских лозунгов. Хотя, понятно, что если ситуация и дальше будет ухудшаться, то „Братья-мусульмане“ будут усиливаться. Большевики не делали февральскую революцию, но захватили власть в октябре» — говорится в интервью.
ИА REX: Мы беседовали о египетской революции в начале февраля прошлого года. Вы высказывали опасения, в то время как большинство западных политологов видели события на площади Тахрир исключительно оптимистично. Чем, по вашему мнению, были вызваны их ошибки?
В последний год мы были свидетелями высокомерия комментаторов и экспертов, которые совершенно не понимают арабский мир, совершенно не понимают того, что происходит в конкретных странах, но вовсю танцуют от собственных печек. Достаточно посмотреть на то, как западные СМИ видели в бывшем главном атомщике претендента на первую должность в египетском государстве. А Эль-Барадей — в той ситуации был просто ходячий анекдот. Поскольку речь ид`т о человеке, прожившем большую часть жизни в Европе и которого в Египте почти не знают. Надо понимать, что сама «арабская весна» стала полнейшей стратегической неожиданностью. И мне непонятно, почему эксперты, которые не могли предвидеть события с такой поспешностью взялись делать дальнейшие прогнозы и выставлять оценки. Любые исторические параллели с западноевропейскими, российскими, латиноамериканскими революциями и переворотами — могут ввести в заблуждение. Все подобные сравнения — это только парадигмы, в которых нам легче рассматривать арабские события. Это наши ориентиры, наша умозрительная карта. Но карта местности — это, как мы знаем, ещё не местность.
ИА REX: Либеральные партии Египта уже объявили победу исламиста то ли поражением, то ли предательством американского внешнеполитического курса.
Перемены на Ближнем Востоке меняют региональные правила игры, резко осложняя дело для американской дипломатии. Несмотря на стремление освободиться от диктаторских режимов, антиамериканские настроения в арабском мире усилились. Администрация США с трудом маневрирует. Двойственность американской позиции объясняется непредсказуемостью ситуации. Тоже было в прошлом году. Посудите сами, это очень трудно, когда с одной стороны нужно подтвердить свою неизменную поддержку режима Хосни Мубарака, который в течение долгого времени был проводником американских интересов в регионе, но согласиться с требованиями протестующих.
ИА REX: Можно ли считать, что вина за произошедшее в Египте лежит на вечном американском требовании «демократизации»?
У американцев по отношению к Ближнему востоку два самых любимых слова — это «стабильность» и «демократизация». Но эти слова лозунги в определённый момент противоречат друг другу. «План демократизации Большого Ближнего Востока», выдвинутый в своё время администрацией Буша — не сработал.
ИА REX: Смогут ли США, оказывающие военную и финансовую помощь Египту, удержать под контролем новый исламистский режим?
В отношении арабского мира США должны сейчас позиционировать себя не как глобального мирового всадника, у которого есть свои клиенты на Ближнем Востоке, а как часть Запада. Америка пытается сама всё держать под контролем, а это ей уже не по силам. Вспомните, что даже в борьбе с терроризмом, меры, принятые после 11-го сентября были крайне неэффективны, а иногда просто топорны. Например, есть очень интересная история с один из банков, который использовала Аль-Каида для перевода средств. Заподозрив и начав расследование, американцы не поделились информацией о расследовании с европейскими странами, где были филиалы банка. А в результате, пока шло расследование, материнская компания банка стала пустышкой, самоликвидировавшись в Лихтенштейне.
ИА REX: Что следует ожидать от Мурси в ближайшее время? Так ли страшен исламист, как его представляют?
Прежде всего, ближайшее политическое будущее в Египте будет определяться взаимоотношениями «Братьев-мусульман» с Высшим военным советом. Движение «Братья-мусульмане», членов которого ранее преследовали и сажали в тюрьму, теперь отправит одного из своих лидеров в президентский дворец. Как вели себя «Братья-мусульмане» в оппозиции — мы знаем. Как они будут вести себя во власти? Это нам пока неизвестно. Иногда радикалы, придя к власти, становятся, хотя бы на время, такими зайчиками. Мурси, став президентом, в первую очередь, должен будет озаботится корректировкой своего имиджа. Можно напомнить, что Мурси учился в США, 2 из 5 его детей имеют американское гражданство. Ему придётся выстраивать отношения с США, с другими странами Запада, с арабскими государствами. Скорее всего, он попытается добиться возобновления отношений между Египтом и Ираном, которые прервались более тридцати лет назад. Он не может сразу отказаться от мира с Израилем, поскольку это немедленно приведёт к прекращению американской помощи. Правительство Израиля настроено на сотрудничество с новым президентом Египта. Об этом сообщил сегодня премьер-министр нашей страны Биньямин Нетаниягу. Короче, скорее всего, Мурси придётся лавировать и сулить серьги всем сёстрам.
ИА REX: Можно ли надеяться на стабилизацию обстановки в регионе в обозримом будущем?
Возможно, что потребуются годы, чтобы ситуация в регионе стабилизировалась. Может быть, что потребуются десятилетия, чтобы арабские страны, которые отказались от прежних режимов, выработали для себя новые государственные формы. Возможно, что, будучи диалектиками, мы должны признать, что путь арабских стран к демократии — лежит через исламизм. Любые прогнозы о том, каким будет этот Новый Ближний восток — не более чем спекуляции.
Комментарии читателей (0):