На выборах главы государства в Египте победу одержал кандидат от партии «Братья-мусульмане» Мухаммед Мурси. В штабе его главного конкурента — независимого кандидата Ахмеда Шафика заявили, что победу оппонента не признают.
Эксперт ИА REX по арабским странам, политолог Лев Вершинин прокомментировал итоги и последствия выборов в Египте.
За всеми российскими, сирийскими и прочими перипетиями Египет как-то отошёл на задворки. А зря. Происходящее там может оказаться принципиально важным для будущих раскладов. По сути, американцы в Египте хотя и выиграли, но проиграли.
Их цель заключалась в том, чтобы установить в Каире умеренно радикальный исламистский режим, курируемый Саудовской Аравией, параллельно полностью уведя страну из зоны влияния Европы. В рамках поставленной задачи «Ихван» (то есть, Братьев-мусульман) предполагалось либо приручить, либо обуздать, поставив во главе Университета Аль-Азхар наставников, ориентирующихся на Эр-Рияд. С этой целью с вышедшими из подполья лидерами велись даже переговоры на предмет «мы вам отдадим 40% голосов и вкусные места в правительстве, а вы не претендуете на большее».
А не получилось. Европу-то оттеснили, что да, то да, зато с «Ихваном» вышла промашка. «Братья» на переговоры шли, но гарантий не давали, при этом, сознавая, что к чему, сумели в кратчайшие сроки радикализировать свои программные установки так, что никакие саудовские инициативы на электорат уже не работали. В итоге, абсолютное большинство египтян отдало свои голоса именно «Ихвану». Который, имея почти конституционное большинство в парламенте, получил возможность формировать правительство. К тому же, и Мухаммед Морси, кандидат «Ихвана», вышел на финишную прямую однозначным фаворитом.
Иными словами, возникла опасность полной утраты американцами рычагов управления Египтом и начала новыми лидерами самой большой арабской страны собственной игры, с претензиями на роль «раиса» всех арабов, а то и, выше, всего мусульманского мира. С очень малоприятными перспективами для монархий Залива, Израиля и других опорных точек влияния эльфов на Ближнем Востоке. В связи с чем, что-то типа путча стало неизбежным, — и случилось.
Вопрос, однако, далеко не закрыт. Роспуск парламента, ещё ничего не успевшего сделать, по причинам, — что ясно даже последнему феллаху, — высосанным из пальца и не имеющим ничего общего с законностью, естественным образом будет воспринят исламистами и их группами поддержки (то есть, абсолютным большинством населения) как предательство «идеалов революции», а новый парламент, избранный с «правильным подходом», заранее, — с полным на то основанием, — не будет восприниматься, как легитимный.
Более того, если на президентских выборах официально победит кандидат от «Братьев» (а при честном подсчёте голосов так оно и будет), военным рано или поздно (и скорее, рано, чем поздно), придётся, вслед за «нехорошим» парламентом убирать «нехорошего» президента, а если победит Ахмад Шафик, то он по определению будет восприниматься, как «узурпатор», продвинутый на пост главы государства путём махинаций.
Зато «Ихван», у которого явно украли дарованную народом власть, обретёт ореол «защитника народных интересов», и вряд ли откажется от борьбы. Какие формы эта борьба приобретёт, пока что, разумеется, говорить трудно, но что Египет в ближайшее время станет головной болью Вашингтона, Эр-Рияда и Дохи, в связи, с чем инициаторам «арабских вёсен» придется тормозить и корректировать уже совсем отшлифованные планы, сомнений не вызывает.
Напомним, что Мухаммед Мурси, по данным его избирательного штаба, набрал на прошедших выборах 52,5% голосов — на 5% голосов больше, чем его соперник. Он ещё до объявления официальных результатов выборов заявил, что будет «президентом для всех египтян».
Комментарии читателей (0):