Премьер-министр Владимир Путин считает, что опыт разработанных Столыпиным реформ и сегодня актуален. Об этом он заявил 17 апреля в приветственном слове участникам, организаторам и гостям Международной конференции «Столыпинские чтения. Пути модернизации России: от Столыпина к современности».
«В этом году отмечается 150-летие со Дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина. К этой дате приурочена череда торжественных мероприятий и юбилейных изданий. Всё это — дань глубокого уважения к памяти нашего великого соотечественника, к его трудам и делам, к поистине бесценному вкладу в решение ключевых общенациональных задач <...> Опыт разработанных им реформ и сегодня по-прежнему актуален. Он востребован не только в России, но и в других странах — в таких важнейших вопросах, как укрепление государственности, развитие экономики, совершенствование социальной жизни», — приводятся слова Путина на официальном сайте правительства.
Ранее премьер уже неоднократно говорил о заслугах Столыпина. Летом 2011 года на заседании оргкомитета по празднованию юбилея реформатора, Путин отмечал, что его место и роль в истории России огромная. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию!», — напомнил слова реформатора Владимир Путин.
Эксперты ИА REX рассказали, нужен ли России такой государственный деятель как Столыпин сегодня?
Григорий Трофимчук, политолог:
Столыпин, вероятно, был лучшим и наиболее профессиональным чиновником из администрации Николая II. Однако это ещё не даёт оснований говорить о том, что в случае реализации столыпинских реформ Россия гарантированно стала бы главным государством мира на 100 лет раньше США. Этого бы наверняка не произошло даже в том случае, если бы Столыпин вдруг стал российским императором.
Столыпин — просто очередной исторический герой, который до этого имел стопроцентно негативный политический имидж, теперь — при идеологических переменах в стране — он становится стопроцентно позитивным. То же самое происходит, к примеру, с Лениным, но только в обратную сторону. То же самое со священниками, которые все, как теперь оказалось, были красными партизанами.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Столыпин жил в короткую эпоху конституционной российской монархии, когда чиновника высшего ранга могли убить точно так же, как в начале 90-х годов. Такой взгляд на вещи многое объясняет. Если на реформы Чубайса и Гайдара взглянуть, лет через сто, непредвзятым глазом, то совсем не исключено, что они, при соответствующей государственной подаче, произведут на будущих россиян не менее сильное впечатление, чем реформы Столыпина.
По полной аналогии с эпохой премьера Столыпина, можно провести и другие параллели: Брежнев плохой — Косыгин хороший; Ельцин плохой — Гайдар хороший; Медведев плохой — Путин хороший. Эпоха руководителя всегда прочно связана с теми людьми, которые находятся в его непосредственном окружении; это правило работало всегда и на него можно ориентироваться смело.
Ясно также, что никогда нет дыма без огня: все эти «столыпинские галстуки» и «столыпинские вагоны», очевидно, пошли в народ не на пустом месте, не только с подачи сатанистов-большевиков. На позитивный образ Столыпина сегодня, безусловно, влияет и мощнейшая проза Солженицына, который поднял этот образ на серьёзную литературно-пропагандистскую высоту.
Сегодня мы чётко знаем, что произошло без Столыпина. После тяжёлых годов политического ребрендинга Россия смогла дать своему населению бесплатное образование, бесплатные квартиры и бесплатное здравоохранение. Сомнительно, что всё это жители России смогли бы получить при Алексее II, Николае III или Александре IV. Россия имела шанс на 500 000 единиц населения не только в результате призрачных, так и не состоявшихся реформ Столыпина, но также и в начале 90-х. Но так их и не получила. При этом если бы не было «1941» и «1991» годов, то эти полмиллиарда граждан жили бы и работали там, где сегодня еле шевелятся от силы 140 млн.
Сегодняшний Столыпин у России есть — это Владимир Владимирович Путин. Осталось совсем немного: продемонстрировать результат, так как те самые сакральные «20 спокойных лет» сегодня, в отличие от неспокойной эпохи Столыпина, у новой России есть. Более того, они уже закончились, и началось следующее спокойное двадцатилетие.
Виктор Глеба, член президентского совета национального союза архитекторов Украины:
Пётр Аркадьевич был выдающейся интернациональной личностью глобального масштаба. Ведь именно его реформы внедряли большевики. Чего стоят «столыпинские тройки» без суда и следствия, расстреливающие неугодных (в том числе крестьян) в бытность Столыпина министром внутренних дел. Земельная реформа с переселением крестьян началась в пик индустриализации России, когда целые деревни выезжали в город и становились пролетариатом, живя в бараках и создавая промышленный ВВП страны. Сейчас говорить об аналогичных реформах в России просто смешно. Камергер и уездный предводитель дворянства впоследствии станет главным подавителем бунта 1905-07 гг., распустит Думу и будет назначен премьер-министром. Именно за эти качества — бесстрашие, воля и неуёмная энергия на службе у императора, умноженные на жестокость ко всякого рода «революционерам», демократам и националистам очень импонируют сегодняшнему Кремлёвскому правителю. Поэтому и год Столыпина можно организовать и улицы именовать и невянущий венок в Киево-Печерской Лавре постоянно поддерживать.
Александр Русаков, журналист и блогер:
Столыпин, мечтатель — реформатор «сгорел» на взлёте, словно подбитая птица. Нужен ли сегодня Столыпин? Скажу определённо — да. Нужны сотни, тысячи Столыпиных, люди которые по-настоящему начнут проводить реформы в стране, улучшать жизнь простых людей. Что сегодня происходит в России. Студенты вместо того чтобы учиться и получать знания на баррикадах, в политических движениях типа «Наши», а остальные что — не наши? Студенты должны учиться, чтобы в будущем из них получились хорошие специалисты. Стране нужна спокойная обстановка, в которой необходимо оперативно проводить все реформы. Сегодня количество разводов в России зашкаливает, семьи разваливаются. Матери-одиночки, бедность, наркомания, алкоголизм — вот что мы имеем на сегодняшний день.
Реформаторы типа Петра Столыпина просто необходимы сегодня России. Уровень жизни простых людей очень низкий, человек ничего не может позволить купить, в деревнях и сёлах мужик-работяга просто пропадает. Людям надо давать землю, чтобы человек смог содержать семью, растить детей, да просто по-человечески жить. Россия и россияне достойны намного лучшей жизни. Реформаторы—модернизаторы России просто как воздух необходимы. Владимир Путин должен и обязан, у него просто нет другого выхода, закончить все реформы, сделать людей обеспеченными, искоренить нищету и преступность, поднять деревню, сельское хозяйство, довооружить армию и многое другое. Если будущий президент России этого не сделает, то в России могут быть серьёзные потрясения. Чего бы мне лично очень не хотелось.
Юрий Юрьев, политконструктор:
В итоге реформы Столыпина была принудительно разрушена общинность, спасавшая общины от неурожаев, когда хуторяне разорялись и голодали. Но было и хорошее, были освоены дальние земли Урала, Сибири и Приморья. В общем, Столыпин приравнял климат России к климату Франции, и ему захотелось больше хуторян. Но на русских скудноватых землях даже индивидуалисты немцы-хуторяне объединялись в «колонии» чтобы выжить.
Ещё Столыпин разрушил важнейшее для крестьян понятие «мир». И скоро, под лозунгом: «Земля-крестьянам», пришла гражданская война. Создаётся впечатление, что Столыпин это предугадал. Или же — планировал. Может быть, поэтому и был убит.
А в итоге — большевики всё равно вернулись к общинам, пусть и именуя их «колхозами». Не исключено, что иной способ сельского хозяйства, чем родовые общины и их «миры», в этом климате будут плодить убытки, смертность и «мироедов». Все нынешние разговоры о «фермерах» не содержат воспоминаний о том, что община — это, по сути, большая семья давних фермеров, ценящая задачи выживаемости выше задач прибыльности.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Да, государственный деятель, способный придавить революционную гидру и во всеуслышание заявить «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!» нам сейчас необходим, и, к счастью, он в России есть. Это Владимир Путин, который не раз говорил, что уважает Петра Столыпина. Между Путиным и Столыпиным действительно есть некоторое сходство. Например, если сравнивать Столыпина и Путина как премьера, то можно смело сказать, что Путин — самый сильный премьер-министр со времён Столыпина. Но как президент Путин сильнее Столыпина и похож на Сталина.
Фёдор Толстой, переводчик и IT-предприниматель (Бостон, США):
Позиция Столыпина и его деятельность — один из главных источников катастрофы 1917 и гражданской войны. Ему, как мало кому другому, были понятны некомпетентность царя и неэффективность самодержавия. Несмотря на это он, исходя из чисто-идеологических соображений, отдал свой немаленький талант делу сохранения самодержавия и ему в немалой степени Россия обязана тем, что проблема не нашла решения в революции 1905-1907 года и Россия встретила кризис Мировой войны с системой управления совершенно для ответа на него непригодной.
То есть людьми типа Столыпина реальный патриотизм, любовь к России были преданы в пользу лояльности династии и своему классу. События показали коренную ложность его посылки: в современном обществе никакие экономические реформы и успехи развития не являются адекватной заменой политической свободы и реальной демократии. Из чего следует сделать вывод нынешним «охранителям статус-кво».
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы, будут осуществлены комплексно и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе (по словам Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»). Однако Реформа проводилась в 47 губерниях, но наибольший интерес для нас представляет её влияние на освоение регионов Сибири и Дальнего Востока. В эти незаселённые и неосвоенные районы предполагалось переселить 30 миллионов крестьян из малоземельных европейских регионов. Удалось переселить до февральской революции около 10 миллионов по документам. Около 20% крестьян через два-три года продали земельные участки и подались искать счастья в города. Лишь 3,5 миллиона переселенцев осели в восточных регионах и стали значительной частью населения.
Куда же делись остальные «новые сибиряки» — почти 4,5 миллиона? Большая часть из них сразу же продала право на участки, даже не выезжая в Сибирь, по серым схемам с откатами чиновникам и подались в города. Среди этих людей были разного рода ремесленники, аферисты и просто пьяницы, быстро спустившие полученное на халяву. Но там же была и значительная часть социально активного населения многочисленной в Малороссии и в российской части Польши (на 1913 год — более 8 миллионов человек) еврейских местечек. В исследовании израильских историков о демографических переменах в перенаселённых еврейских местечках Малороссии и Польши в начале 20 века отмечается, что с началом столыпинской реформы наиболее активная часть населения подалась в российские города. Таким образом, значительные финансовые ресурсы, с помощью коррумпированных царских чиновников, использовались не на освоение новых восточных земель, а на инвестирование торгово-посреднического предпринимательства малороссийской еврейской общины в городах Российской империи. Это лишний раз позволяет отметить, что любые самые лучшие реформы могут искажаться в процессе реализации при высоком уровне коррупции в государственной системе и отсутствии жёсткого контроля за их целевым использованием.
Комментарии читателей (1):