Новый президент - старая политика? Эксперт об оставке Тадича и предстоящих выборах президента Сербии

5 апреля президент Сербии Борис Тадич объявил о своей отставке. Досрочные президентские выборы пройдут в Сербии 6 мая — вместе с парламентскими и местными. Тадич, однако, объявил, что будет вновь баллотироваться на пост президента Сербии. Зачем Тадич сложил с себя полномочия за год до официально намеченных президентских выборов? Кто может стать оппонентом Тадича на предстоящих досрочных выборах президента? Как настроено общество Сербии? Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр
6 апреля 2012  18:14 Отправить по email
Печать

5 апреля президент Сербии Борис Тадич объявил о своей отставке. Досрочные президентские выборы пройдут в Сербии 6 мая — вместе с парламентскими и местными. Тадич, однако, объявил, что будет вновь баллотироваться на пост президента Сербии. Зачем Тадич сложил с себя полномочия за год до официально намеченных президентских выборов? Кто может стать оппонентом Тадича на предстоящих досрочных выборах президента? Как настроено общество Сербии? Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр Искендеров попытался ответить на эти вопросы корреспондента ИА REX.

"Шаг Бориса Тадича с отставкой и инициированием досрочных выборов является наиболее оптимальным в нынешней политической ситуации и является достаточно сильным шагом, который, безусловно, повышает его шансы на переизбрание. Дело в том, что сейчас предвыборная компания Тадича строится на тезисе о том, что ему удалось добится получения от Евросоюза статуса официального кандидата для своей страны. Это произшло в первых числах марта, и, безусловно, если бы президентские выборы проходили так, как и было положено — в следующем году — этот факт в значительной степени уже потерял бы свою актуальность, особенно учитывая перманентную нестабильность в Косово. Сейчас же Борис Тадич может позиционировать себя как политика, который сумел договориться с Евросоюзом, и это, безусловно, плюс для той части сербского электората, который считает, что место Сербии — в Европе, и вообще, евроинтеграция является ключевым приоритетом страны. Последние опросы общественного мнения показывают, что примерно 48% граждан Сербии уверены в том, что главной целью страны является интеграция в Евросоюз — пусть и ценой договорённостей и уступок по Косово. Примерно четверть населения считает, что Сербии не нужно стремиться в Евросоюз вообще, и она должна развивать сотрудничество с другими организациями и странами — в первую очередь, с Россией. И примерно столько же — четверть населения — считает, что Сербия должна стремиться в Евросоюз, но не любой ценой, и, в частности, не ценой отказа от Косово. Таким образом, сербское общество расколото по этому вопросу. Если до конца минувшего года сторонники евроинтеграции преобладали, то сейчас небольшое преимущество имеют те, кто считает, что Евросоюз — это всё-таки не главный приоритет для Сербии в нынешних условиях, что Сербия должна проводить более сбалансированную и многовекторную внешнюю политику.

Что касается шансов Бориса Тадича на переизбрание, то сейчас, согласно опросам, небольшое преимущество имеет оппозиционная Сербская прогрессивная партия, и её кандидат Томислав Николич, с которым Тадич уже соперничал в 2008 году, когда Николич представлял Сербских радикалов. Однако известно, что Борис Тадич обладает уникальной способностью мобилизовывать свой электорат именно во 2 туре, и, кроме того, сейчас в его руках значительные административные рычаги — учитывая, что его партия и прозападная коалиция имеют большинство в Скупщине, и правительство, в котором преобладают министры от демократической партии, продолжает действовать. Таким образом, не приходится сомневаться в том, что президентские выборы в Сербии состоятся в два тура. Если не произойдёт чего-то экстраординарного, в частности, если не произойдёт резкого обострения ситуации вокруг Косово и косовских сербов, Борис Тадич имеет очень хорошие шансы переизбраться на своём посту. Сложнее обстоят дела с парламентскими выборами: вполне возможно, оппозиции удастся набрать необходимое количество мест, и в этом случае будут необходимы сложные коалиционные переговоры. Однако, если Тадич сохранит пост президента, это будет ключевым моментом для политики Сербии, поскольку президент Сербии имеет очень широкие полномочия, в отличие от других стран, которые являются парламентскими республиками. Что касается возможного развития событий после переизбрания Тадича, то, безусловно, он продолжит курс на вступление в Евросоюз, а это предвещает новые договорённости с албанскими лидерами Косово, новые уступки. Вполне возможно, что этот процесс завершится признанием независимости Косово если не де-юре, то де-факто, путём заключения с ними равноправных политических соглашений, обмена дипломатическими миссиями, и так далее.

Что же касается отношений России и Сербии, то России не следует обольщаться переизбранием на новый срок Бориса Тадича: очевидно, что он будет продолжать политику развития сотрудничества с Евросоюзом и попытается подключить Сербию к различным проектам Евросоюза на Балканах — энергетическим, инфраструктурным, транспортным, и так далее. Это может поставить под угрозу реализацию Южного потока, в котором Сербии отводится ключевое место. Вполне возможно, что нас ждёт ухудшение и экономических, и даже политических отношений между Россией и Сербией. Но если Бориса Тадича переизберут, на ближайшие годы у него будут развязаны руки, и он получит карт-бланш на проведение той политики, которую считает нужной.

Сейчас Томислав Николич не представляет Сербскую радикальную партию. Вскоре после предыдущих выборов 2008 года он вышел из состава этой партии, и сейчас для сербских радикалов он является предателем. Ранее, когда он состоял в Сербской радикальной партии, он преследовал достаточно жёсткую и радикальную линию, в частности, выступал за повсеместное сотрудничество с Россией, критиковал того же Тадича за его соглашенческую политику по Косово, за его стремление налаживать отношения с Евросоюзом, и даже с НАТО. Сейчас Томислав Николич проводит, я бы сказал, центристскую политику. Он признаёт приоритет Сербии о вступлении в Евросоюз, но он также заявляет, что это не должно происходить за счёт потери Косово, то есть, по основным позициям лозунги Тадича и Николича достаточно близки. Речь идёт лишь о том, что Николич как оппозиционер — а его партия находится в оппозиции — большее внимание уделяет социально-экономическим проблемам и критикует власть за неспособность противостоять кризису, за сворачивание социальных программ, и так далее. Шансы Томислава Николича на победу в президентских выборах являются минимальными. Он не может позиционировать себя как оппозиционер, поскольку во многом он сходится с Тадичем. Безусловно, против него будут голосовать сторонники Сербской радикальной партии, которая по-прежнему существует, и лидером которой сейчас является Воислав Шешель, а для них Николич однозначно является предателем. Однако, у него есть неплохие шансы получить наибольшую фракцию в Народной Скупщине, поскольку, по последним опросам, Сербская прогрессивная партия Николича может набрать около трети голосов, и тогда в результате различных политических комбинаций и переговоров вполне возможно, что он может получить пост спикера в Народной Скупщине в рамках пакетного соглашения о распределении полномочий с тем же Тадичем. Во всяком случае, сейчас Тадичу с Николичем договориться проще, чем это было четыре года назад".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть