26 марта 2012 года можно поставить точку в правовой части принятия Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Совет Федерации одобрил этот документ. Госдума ратифицировала договор тихо, ещё более тихо сделал этот Совет Федерации. А, между тем, его уже окрестили «Пактом Медведева-Столтенберга», по которому Россия отдаёт Норвегии 90 тысяч квадратных км акватории с богатейшими залежами нефти, газа и рыбными ресурсами.
В рамках ныне действующих международных соглашений Россия вряд ли может выжать оттуда больше, чем удалось по упомянутому договору, обычно считающемуся ошибкой российской дипломатии. Но по этому, же договору Норвегия подтвердила секторный принцип раздела акватории Северного Ледовитого океана. Так эксперт ИА REX Анатолий Вассерман прокомментировал ситуацию с Договором и его значением для будущих дипломатических побед:
«Для неё это не очень выгодно, ибо её сектор невелик даже по сравнению с датским (определяемым размером Гренландии), хотя и больше исландского. Невыгодно это и США, чей сектор определяется только Аляской. На поддержку Канады мы доселе рассчитывать не могли, ибо она ценит взаимоотношения с США (и в рамках НАТО, и в рамках Североамериканкой Зоны Свободной Торговли) выше возможности воспользоваться всеми богатствами своего — второго после российского — сектора. Таким образом, договор сместил в пользу России баланс в спорах о разделе всего океана — и прежде всего его шельфа, где запасы полезных ископаемых, скорее всего очень велики. По сравнению с этим наша уступка норвежцам — мелочь, не заслуживающая огорчения. В дипломатии надо уметь жертвовать меньшим, ради большего», — разъяснил Анатолий Вассерман.
Комментарии читателей (0):