В Москве разработали инструкции по заполнению школьных тестов: эксперты в шоке

«Предполагаю, что если взрослый адекватный человек не совсем однозначно понимает, что имелось в виду под конкретной фразой или словосочетанием, то ребёнок, с его фантазией и отсутствием прямолинейной логики, тем более», - отметил эксперт.
12 марта 2012  14:37 Отправить по email
Печать

С 15 по 22 марта в ряде школ Москвы проведут итоговые тестирования учащихся 4-10 классов по общеобразовательным предметам. Данную «диагностику» проводят в соответствии с распоряжением Департамента образования столицы от 26 августа 2011 года № 739 р. Причём проходит она в рамках программы мониторинга учебных достижений обучающихся в 2011-2012 учебных годах, передаёт корреспондент ИА REX.

Несмотря на то, что проверочные функции как всегда доверили простому тестированию, больше всего вопросов у ознакомившихся с документами экспертов вызывает отнюдь не форма экзамена. Дело в том, что к каждому тесту прилагается разработанная в недрах департамента инструкция по заполнению бланков теста для школьников, до конца понять которую не под силу даже специалистам.

Согласно предписанию разработчиков теста, распечатку с инструкцией следует в обязательном порядке вручить каждому пришедшему на тест школьнику. Что правильно — без неё заполнить бланк практически невозможно. Однако и с ней — тоже нелегко. Так, первая трудность подстерегает учащегося уже при заполнении титульного листа бланка. Согласно инструкции, школьник должен указать «фамилию, свой номер учащегося по списку класса, букву класса и номер школы». При этом от ученика, например, 4 класса, также требуется выбрать из множества представленных на бланке аббревиатур название округа («Ц», «ЮВ» или «З») и предмет («МА», «ГГ» или «ИЯ»), о чём инструкция умалчивает. Сколько младших школьников способны справиться с данным этапом без подсказок, угадать несложно.

Далее — колонки для внесения правильных ответов, здесь отдельная проблема. Согласно правилам, первый раз школьник обводит ответ в самом задании. Затем, к концу тестирования, заносит в бланк. Выглядит «бланк» следующим образом: 3 колонки, центральную из которых занимает порядковый номер задания, левую — правильный ответ, а правую — исправление. Возникает вопрос, почему порядковый номер находится в середине, что способно лишь запутать? И сколько учеников «промахнутся», машинально внеся ответ в правую колонку, отведённую для корректуры? Инструкция на этот счёт отмечает лишь, что школьник должен вписывать ответ аккуратно «в центр прямоугольников, не доходя до внутренних границ примерно на 1 мм».

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Ещё одна трудность кроется при внесении в бланк ответов на задания группы «В». Согласно инструкции, «ответы на задания в тестах, которые начинаются с буквы „В“, записываются сначала в тесте, а потом переносятся в бланк в соответствующую строку (В1-В5), начиная с первой клеточки». При этом «для исправления ответа на задание „В“ следует зачеркнуть (зачернить) неправильный ответ и в той же строке, отступив 2 клетки, записать новый ответ». Если взрослый человек на расшифровку данной формулировки рискует потратить изрядное количество времени, то что говорить о школьнике?

Кроме того, инструкция предлагает весьма странную формулировку возможности ученика выйти во время экзамена, например, в туалет. В одной строчке сказано, что школьнику не разрешается «вставать с места без разрешения организатора». То есть можно предположить, что с разрешением — отпустят. Но, если верить другой формулировке, то возвращение в аудиторию уже не возможно. «В кабинет на данное тестирование вы не возвращаетесь, а ваша работа оценивается так же, как и работы всех остальных учащихся», — гласит предписание. «Получается, что в туалет-то отпустили, но обратно уже не впустят. Вот и стоит ребёнок в коридоре, недоумевает. И выпустили официально, и не пустили тоже официально, всё согласно инструкции. Но раз написано, значит, он с этим согласился», — пошутил заместитель председателя комитета Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

«Здесь много противоречий, много алогизмов. Меня вообще смущает уже сам факт наличия такой инструкции. Честно говоря, с трудом представляю, чтобы ученик 4 класса согласно конкретной инструкции чего-то там выполнял. Более того, ещё и рассчитывал на какую-то объективную оценку. А уж тем более, если там витиеватые формулировки. Предполагаю, что если взрослый адекватный человек не совсем однозначно понимает, что имелось в виду под конкретной фразой или словосочетанием, то ребёнок, с его фантазией и отсутствием прямолинейной логики, тем более», — отметил он в комментарии корреспонденту ИА REX.

Впрочем, разработчики документа настроены более оптимистично. «Работайте внимательно — и у вас всё получится!», — сказано в тексте.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (4):

artem
Карма: 8
13.03.2012 13:32, #2671
Где можно посмотреть этот документ и копию инструкции для школьников?
artem
Карма: 8
13.03.2012 13:50, #2672
В ответ на комментарий artem #2671 (13.03.2012 13:32)
Отвечу сам себе.
Распоряжение: http://www.educom.ru/_ekis/static/normdocs/html/nd />
Я так понял, что диагностика не должна никак повлиять на учеников и учителей. Её цель дать школам рекомендации по обучению, а не карать. Понятно, что такая схема диагностики сложна и дети с ней могут не справиться. Но у нас, как обычно, учителя помогут детишкам заполнить всё правильно и в итоге окажется, что схема будет признана удачной. Если же дети сами будут заполнять всё сами и будет много ошибок в бланках, то сразу станет ясно "кто тут у нас козёл?!". Но надеяться на это не приходится...
_moscow_
Карма: 5
14.03.2012 15:59, #2675
В ответ на комментарий artem #2672 (13.03.2012 13:50)
Посмотреть можно здесь http://www.mcko.ru/Monitor/ в конце МАРТ.
Всё не так, как вы думаете. Помочь детям не получится, т.к. приезжает дядя из депа и всех выгоняет учителей, вскрывает конверт, раздаёт детям листочки и ждём урок, пока они выполнят задания, потом собирает и уезжает. Через какое-то время приходит в школу отчёт в баллах на ВСЮ параллель по данному тесту... НАФИГА ЭТО НУЖНО!? Узнать как написал конкретный ребёнок невозможно, одни нервы для детей и учителей... ради какой-то статистики, которая не отражает действительность...
artem
Карма: 8
14.03.2012 18:43, #2676
В ответ на комментарий _moscow_ #2675 (14.03.2012 15:59)
Посмотрел.. Ужас.. Видно, что инструкцию делали дилетанты. Людям которые занимаются изобретением таких инструкций и таких бланков нужно сначала прочитать что-нибудь про создание интерфейсов, инфографику и психологию, самим сходить к психиатру и честно сказать начальству, что они подобные штуки разрабатывать не умеют.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть