Политолог, эксперт ИА REX Михаил Нейжмаков прокомментировал результаты выборов президента Российской Федерации, прошедшие 4 марта.
Степень оппозиционности избирателей, ранее голосовавших за Владимира Путина, но отказавших в доверии единороссам в декабре 2011 года, оказалась не так высока, как ожидалось. Путин смог вернуть доверие большей части усомнившихся. Стратегически вернуть доверие своей целевой аудитории для него было важнее, чем успокоить митингующих сторонников оппозиции.
Из оппозиционных кандидатов наиболее эффективной можно считать кампанию Михаила Прохорова. Он привлёк к себе почти всех потенциальных сторонников, умело использовал авторитет своих доверенных лиц (11,46% за этого кандидата в Свердловской области явно были бы невозможны без Евгения Ройзмана), поэтому и получил лучшие результаты для либерального политика за эпоху Владимира Путина (сравнимые с результатом СПС в 1999 году, а в крупных городах — с результатом Григория Явлинского в 2000). Обратный пример — Сергей Миронов, результат которого даже в родном Санкт-Петербурге (6,61%) оказался заметно ниже того, что предсказывали ему социологи. Весьма скромно он выступил и там, где ранее неплохие показатели были у «Справедливой России». Это объясняется и объективными причинами, но очевидно, что недовольство лидером партии в лагере справедливороссов теперь может возрасти.
Отметим, что Геннадий Зюганов понёс наименьшие потери по сравнению с результатами своей партии на думских выборах, а в Москве получил даже больший результат, чем предсказывало большинство социологов, придя к финишу «ноздря в ноздрю» с Прохоровым. Это значит, что КПРФ вполне способно в целом удержать и того протестного избирателя, который голосовал за неё, не будучи постоянным сторонником. Не стоит списывать со счетов и Владимира Жириновского — в 1996 и 2000 годах его результаты были ниже, но ЛДПР в итоге снова попадала в Госдуму. Но тот факт, что в крупных городах он выступил относительно слабо, показывает, что шансы на выход из «электорального гетто», в котором находится его партия, пока невелики. Впрочем, эта проблема ЛДПР стала очевидна ещё в 2007-2008 годах.
Комментарии читателей (1):