Президент Сирии Башар Асад утвердил Конституцию страны в новой редакции. В соответствии с этим документом глава государства имеет возможность пребывать у власти два семилетних срока (что сильно напоминает Францию до 2002 года), а также упрощается регистрация оппозиционных партий. Остались только вопросы. Распространяются ли положения о двух семилетних сроках на действующего главу государства? Если распространяются, с какого момента начинается исчисление указанных сроков? Если не распространяются, когда эти положения начнут действовать?
В последнем случае при проведении внеочередных выборов главы государства в этом году Башар Асад имеет возможность удержаться у власти до 2026 года. Если же выборы пройдут в плановом порядке, то отставки сирийского лидера можно ожидать, либо уже в 2013, либо в 2027 году. Поскольку до начала беспорядков народ Сирии жил вполне нормально, то можно считать, что власти шли относительно правильным курсом, и если удастся локализовать взрывоопасные точки, оппозиции вряд ли удастся при прочих равных создать достойную альтернативу режиму Асада. Как повлияет принятие новой конституции на ситуацию в Сирии?
Политолог Григорий Трофимчук уверен, что Асаду принятие новой конституции уже не поможет, как не помогло движение в эту документально-либеральную сторону Николаю II, как не помогло оно Горбачёву, как не поможет Медведеву с Путиным. По его мнению, принимать подобные законы надо в тот момент, когда на улице этого не требует ещё ни один оппозиционер, или не принимать вообще. «Теперь у президента Сирии остаётся единственный шанс: под прикрытием возникшей паузы с проведением референдума — ехать в Россию. Или, в противном случае, оставаться на месте и ждать окончательной развязки», — подчёркивает эксперт.
«Что касается главных принятых законов, согласно которым руководитель страны может оставаться на своём посту ещё два раза по семь лет, то этой льготы внешние и внутренние враги Асада ни ему, ни его преемникам уже не предоставят, — продолжает политолог. — Если приезжавшие недавно в Дамаск высокие российские эмиссары рассчитывали на то, что принятие этих бумаг оздоровит ситуацию в Сирии, то это были странные надежды. В любом случае, Асад ещё накануне референдума должен был прояснить эти важнейшие технические детали, так как муть, возникшая дополнительно в контексте их трактовки, ещё больше напрягла обстановку».
Трофимчук обращает внимание, что на Ливию и Египет, прошедшие через аналогичные потрясения, но не получившие улучшения жизненных стандартов для населения, Москва, к сожалению, кивать не может. Она лишена этого убойного пропагандистского аргумента, так как сама находится в той же самой ситуации, когда демократический 1991 год радикально ухудшил её собственную жизнь. Другими словами, Россия находится в том западном формате, приход которого она всеми силами пытается предотвратить в Сирии. Абсурд, полный сбой в системе. «Поэтому ясно уже сейчас: приход к власти сирийской оппозиции жизнь рядовых сирийцев ухудшит на порядок, это даже не стоит обсуждать. Однако остановить это практически невозможно, даже если всё время напоминать им о том, как хорошо сегодня жить при Башаре Асаде», — полагает политолог.
Политконструктор Юрий Юрьев отмечает, что президент страны отныне избирается на альтернативной основе в ходе всеобщих выборов, а не путём референдума. Это означает обязательную состязательность нескольких кандидатур. На пост главы государства может претендовать гражданин, достигший 40-летнего возраста, мусульманин, кандидатуру которого поддержали 35 из 250 депутатов парламента. Президент избирается на 7 лет, но может баллотироваться на пост не более двух сроков подряд. «Таким образом, нет никаких препятствий для избрания Башара Асада в качестве нового правителя Сирии. Разве что на многопартийных выборах в парламент партия Асада потерпит сокрушительное поражение и не наберёт даже 35 депутатов из 250. Поскольку выборы в парламент должны быть проведены в течение 90 дней, прогнозировать их результаты пока рано. Ныне Сирия гораздо более успешна экономически и социально, чем её соседи и мешают ей сторонники захвата власти насилием, что в принципе усиливает позиции правящих в Сирии сил», — пояснил эксперт.
Другой эксперт Иа Фёдор Толстой напоминает, что противники Асада уже заявили, что этот шаг сам по себе их не удовлетворит: «Дело не в законах, а в их исполнителях: можно иметь самые прекрасные на свете законы, но игнорировать и извращать их. В Сирии пролилось уже слишком много крови, чтоб была надежда на то, что мир наступит без того, что Башар Асад уйдёт со сцены».
Комментарии читателей (0):