При переходе в торговых расчётах на национальную валюту Япония и Китая увеличат свой объём торговли, при этом, обе страны могут прекратить покупать доллары США в таком количестве. Об этом корреспонденту ИА REX заявил 28 декабря ведущий эксперт центра макроэномического анализа и краткосрочного прогнозирования, кандидат экономических наук Александр Апокин.
«У Китая очень большой объём торговли с Японией. В случае, если они перейдут на национальную валюту, то в цифровом выражении объём может увеличиться на 10 процентных пунктов оборота. Япония — это второй крупнейших торговый партнёр Китая после США», — отметил Апокин.
Для чего это всё делается? Эксперт уверен, что для компаний Китая и страны — его торгового партнёра это существенно упрощает торговлю: «Действительно, если китайский экспортёр хочет продать товары в Японию, то он получает японской фирмы юани. Но японская фирма платит йены, а своп (торгово-финансовая обменная операция, в виде обмена разнообразными активами) позволяет ей платить йены в свой ЦБ, а китайский ЦБ с китайской фирмой будет рассчитываться юанями. Соответственно, каждая фирма платит в своей валюте и в значительной мере застрахована от валютного риска, потому что своп заключён по фиксированному курсу».
По его словам, у Китая есть две причины предлагать такое финансирование. Первая причина — тактическая. «Страхование от валютных рисков и частичное предоставление финансирование. Свопы — это очень короткие кредиты и одновременно страхование валютных рисков. Юань — валюта, курсом которой управляет Народный Банк Китая, и этот курс медленно укрепляется к доллару. Но, например, в 2008 году курс неожиданно был заморожен почти на два года», — уточнил эксперт.
Кроме того, по его мнению, если можно занимать у своего центробанка в более стабильной валюте, а в том, что юань более стабилен, чем белорусский рубль, например. «Импортеры будут этим пользоваться», — считает он.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вторая компонента — стратегическая. Китаю больше не потребуется покупать столько долларов, сколько он покупает сейчас. «Золотовалютные резервы Китая содержат существенную долю долларов — это следствие поддержания юаня стабильным при устойчивом профиците торгового баланса. Но если курс валюты придётся поддерживать только к национальной валюте страны-торгового партнёра, а не к доллару США, то столько долларов покупать уже не нужно. Доллары в резервы нужно будет покупать для обслуживания внешнеторгового оборота с США. А это уже не триллион долларов, а в 5-6 раз меньше», — уточнил эксперт.
Казначейские облигации США становятся всё рискованнее, а публичные заявления Америки о будущей сбалансированности бюджета не успокаивают инвесторов.
«Важно, и то, что основной инструмент размещения этих средств, казначейские облигации США — становятся более рискованными, чем они были до кризиса. Они намерены занимать не менее 7-8% ВВП за год в ближайшие годы, а заявление о сбалансированности бюджета может быть пересмотрено после выборов. Закономерно, что текущее фискальное положение США с долгом к ВВП больше 100%, такими планами заимствования и перспективами не очень высокого роста в будущем не нравится крупным инвесторам, включая Китай. В 2009 и 2010 году федеральная резервная система провела две программы по скупке долга американского правительства, которые эту уверенность дополнительно поколебали», — отметил Александр Апокин.
По его словам, стоит понимать, что уход от доллара, который осуществляет Китай — стратегический и вряд ли он произойдет в ближайшем году. Однако по завершению перехода возможности Америки как заёмщика существенно сократятся.
«Невозможно уйти от статуса мировой резервной валюты в течение года и трех лет. Весьма амбициозны и планы уложиться в 5-7летний срок. В то же время распространение подобной практики вряд ли сделает юань новой резервной валютой: так, примеру Китая уже последовали Пакистан и Турция, попытались последовать Россия и Беларусь (неудачно). Довольно долго, с 2009 года, обсуждается такой своп между Россией и Индией. Конечным результатом программ двусторонних свопов станет сокращение практически неограниченных сегодня возможностей США как заёмщика», — резюмировал экономист.
Напомним, что Япония и Китай приняли решение о переходе на расчёты в национальных валютах вместо доллара США в сделках между китайскими и японскими компаниями. К этой договоренности премьер-министр Японии Есихико Нода и председатель Государственного совета КНР Вень Цзябао пришли во время официальной встречи в Пекине.
«Далеко идущие последствия нынешнего международного финансового кризиса продолжают проявляться, а сложность мирового развития превосходит все ожидания. У Японии и Китая есть потребности и возможности сотрудничать для ответа на вызовы времени», — заявил китайский министр.
Комментарии читателей (0):