Благодаря СМИ, «дело Палецкиса», рассматриваемое в суде Литвы, получило мировую огласку вопреки желанию властей Литвы. Об этом заявил председатель Социалистического Народного Фронта Литвы Альгирдас Палецкис 15 декабря в Москве в ходе видеомоста между Москвой и Вильнюсом, передаёт корреспондент ИА REX.
«Это странный процесс, потому что прокурор и судья имели 3 месяца на перевод нескольких страниц текста с русского на литовский. Конечно, Литва, как и Западная Европа, справляет праздники с 20-х чисел декабря, поэтому в рождественской суматохе они думают, что информация про мой суд затеряется, но они заблуждаются: дело приняло мировую огласку. Думаю, что процессу не избежать распространения. Я запомнил надолго взгляд судьи, когда он вошёл в зал и когда увидел 10 телекамер — мне показалось, что он на некоторое время потерял дар речи, и в этот раз он, видимо, забыл попросить журналистов выйти из зала. Конечно это — игра в кошки-мышки и желание размыть внимание. Конечно же, это грубая атака на свободу слова. Этот театр абсурда, когда страна входит в Совет Европы и другие организации, и преследует своих граждан за инакомыслие. Они наивны, они думают, что помешают нам докопаться до истины. Но они ошибаются — как раз сейчас у нас больше мотивов, чтобы докопаться до истины», — заверил Палецкис.
Он также указал на многочисленные провокации, авторами которых являются неонацисты: «Вчера впервые на митинг поддержки, который созвала „Литва без нацизма“, пришли и неонацисты, которые высказывали лозунги: „Партизаны отстреливали предателей: что будем делать мы?“. На спине у них были надписи: „Литва без чёрных“, „Литва без цыган“, и так далее. Я думаю, что в преддверии мартовских событий, когда будет шествие неонацистов — надо предпринять всё необходимое, предотвратить это шествие. В Литве не только реабилитирована свастика, но и ни один неонацист не был доведён до суда. Про выстрелы сверху 13 января 1991 года сказали не только бывшие сотрудники правоохранительных органов Литвы, но и представители национального движения. Вчера неонацисты хотели вручить мне хозяйственное мыло, на котором написано: „Умой свой рот перед тем, как говоришь“. Я согласен в том, что тут уже становится фактор времени: мы должны опередить их».
На вопрос корреспондента ИА REX касательно возможной эмиграции из Литвы либо просьбы о помощи со стороны России, Палецкис ответил, что любая помощб других стран в его деле будет полезной: «Конечно же, когда Литва, как маленькая страна, закрыта, в ней могут твориться такие вещи. Раздвигая её границы, вы могли бы помочь. Когда власти видят, что подключается и „Мир без нацизма“, и Совет Европы, то они начинают опасаться. В России есть 30-40 людей, которые проходят по делу, которое не закрыто. В Литве они проходят как преступники. Российское общество заинтересовано в том, чтобы с этих людей, которые выполняли свой приказ, были сняты обвинения: они не могут передвигаться по Шенгену. Любая дополнительная огласка или вмешательство общественных заграничных сил помогло бы выиграть это дело».
Напомним, председателя Социалистического Народного Фронта Литвы Альгирдаса Палецкиса судят по статье 170 УК Литвы («отрицание советской агрессии и оккупации в 1940 и 1991 годах») за его заявление в эфире одной из радиостанций. В ноябре 2010 года в интервью одной из местных радиостанций он сказал, что во время событий в Вильнюсе 13 января 1991 года «свои стреляли в своих», после чего на Палецкиса было заведено уголовное дело. Это не первый случай своеобразного рассмотрения прибалтийскими странами мировой истории: всем известны преследования ветеранов Великой Отечественной войны властями некоторых прибалтийских стран в качестве «оккупантов» их территорий. Также широкую известность получил перенос Бронзового солдата в Таллине — монумента Павшим во Второй мировой войне, в ночь после которого в центре Таллина начались многочисленные беспорядки с участием русскоязычного населения столицы и сочувствующих. Несколько стихийных акций прошли и в других городах Эстонии.
Комментарии читателей (0):