В Москве продолжается пилотный эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда школьным педагогам. Если в начале эксперимента в нём участвовали 120 образовательных учреждений, то с 1 сентября количество школ увеличилось до 500, а с 1 января 2012 года экспериментальный охват достигнет 60%, сообщает корреспондент ИА REX.
Главное сомнение учителей, правозащитников и общественных организаций состоит в том, что новый тип оплаты труда, вопреки заявленному, приведёт к фактическому снижению зарплат. Кроме того, учителям придётся зависеть не только от объективных факторов: своей категории (которые постепенно отменяют), количества часов и общей загруженности, но ещё и от необъективного мнения учеников и родителей, ждущих высоких отметок, а также от непонятных критериев доплат.
Однако большинство экспертов пока никак не комментируют возможные результаты кампании. Так, первые заработные платы «по новой системе» педагогам выплатили лишь в октябре 2011 года и пока рано подводить итоги, заявил корреспонденту агентства заместитель председателя Московской городской организации Всероссийского профсоюза образования Владимир Юдин. «Первые итоги мы будем подводить после Нового года. Тем более, что на новую систему перешли не большинство школ. Пока могу сказать, что по 2 месяцам снижения зарплаты в пилотных школах не отмечено, единственное, что можно сказать, что произошло перераспределение и на стимулирующие надбавки ушла большая часть, чем раньше. То есть здесь возможно и снижение, и увеличение, но говорить об этом мы сможем только после реальное снижения, если оно произойдёт, здесь ещё надо разбираться», - пояснил Юдин.
Тем не менее, в другой общественной организации — Межрегиональном профсоюзе работников образования «Учитель» уверены, что столичным педагогам «подложили свинью» и большинство учителей ждёт ощутимое снижение зарплаты, причём на законных основаниях. Как пояснил сопредседатель профсоюза Андрей Демидов, на данный момент большинство «умеющих вертеться» московских учителей зарабатывают порядка 30-40 тыс. рублей в месяц. Однако после перевода столичных школ на новую систему реальная оплата труда может опуститься до 20 тыс. рублей. Он подчеркнул, что, во-первых, нет никаких данных о ходе данного эксперимента в целом по стране, хотя новую систему в ряде регионов «обкатывают» уже несколько лет, но сбора информации никто не ведёт. Во-вторых, эксперимент проводят «ударными темпами» и речь идёт о целенаправленной кампании.
«Что мы имеем на данный момент? Систему оплаты труда учителей подвергли серьёзным изменениям. Вместо прежней системы надбавок с серьёзным дроблением по категориям и с „лужковскими надбавками“ учителям вводится так называемая „стимулирующая доплата.“ Раньше базовая часть зарплаты составляла порядка 12 тыс. рублей, сейчас около — 19,3 тыс., которые положены учителю за 18 часов в классе при количестве учеников не менее 25 человек. Дальше идут надбавки. Например, временно на переходный период сохранили часть категорий (высшую и первую) и вместе с надбавкой „за сложность“ это составит порядка 2 тыс. рублей. Тут, кстати, сложный момент. Учителям предоставляют надбавку в зависимости от сложности предмета. Я много беседовал с методистами разных школ и они не могут понять, каким образом это вообще можно было определить. Почему учитель русского и математики ведут „сложные“ предметы, а физкультуру, рисование или музыку оценили как более „лёгкие“. Часто загрузка этих учителей и их методическая работа, включая проверку тетрадей, не менее и даже более сложна. Впрочем, за проверку тетрадей также следует небольшая прибавка к зарплате. Основная же часть надбавок, то есть стимулирующая часть, которая составляет до 30% от зарплаты — это выплаты, состоящие из огромного числа всевозможных критериев: участие детей в олимпиадах, научные публикации учителей, общественные работы. Я себе, кстати, плохо представляю, каким образом учителя будут публиковать научные работы, где они возьмут время и, главное, площадки для этого? У среднего образования нет такой базы, как у преподавателей ВУЗов. Кто скажет, где им печататься? Также важны показатели оценок — чем лучше ребёнок учится, тем выше возможная премия», — пояснил он.
Причём на стимулирующую часть зарплаты теперь приходится большее количество средств, чем это могло быть ранее. А лишить учителя выплат, как оказалось, весьма просто и, главное, вполне законно: «В одной из московских школ директор ещё толком не разобрался как и за что начислять баллы на стимулирующую зарплату, зато уже разработал систему штрафов. Так, вычесть штраф из базового оклада он не имеет право, зато закон не запрещает вычитать из стимулирующей и это никак не регламентируется. Допустим, учителю положена серьёзная надбавка, он прекрасный педагог. Но вот ребёнок пришёл на урок без сменной обуви, всё — штраф классному руководителю. Или 2 ученика подрались и классного руководителя на 6 месяцев(!) лишили стимулирующей выплаты в качестве наказания. То есть всё будет зависеть не только от воли комитета, родителей, а ещё и твоих личных отношений с директором школы. Имеешь своё мнение, не сумел подружиться — будешь получать 20 тыс.».
По мнению Демидова, подобную систему сейчас примеривают и в некоторых других московских школах, а вскоре город может ожидать «эпидемия» штрафных санкций за драки или отсутствие сменки. В качестве варианта решения проблемы в профсоюзе предлагают учителям объединяться и настаивать на заключении директором коллективного договора с педсоставом своей школы. В договоре необходимо прописать, что директор не должен вводить дополнительных рейтингов, а высчитывать стимулирующую часть на основе нескольких основных объективных критериев. «Только так эту вакханалию можно как-то успокоить», — отметил он.
«Это нововведение — вредно, оно создают дискриминацию и реально понижает уровень зарплаты учителя. Люди пока не понимают, что им предложили, куда они вступили и как изменится их жизнь», — резюмировал эксперт.
Комментарии читателей (0):