Эксперт Анатолий Вассерман отмечает, что в комментариях к своей статье «Все кивки на „требования Болонской декларации“ — чистой воды миф», автор статьи Дарья Митина, справедливо указала: «В Германии диссертационная система близка нашей, и немцы ей вполне довольны. И у нас в иных условиях система функционировала вполне удовлетворительно. Дело же не в системе, а в тех условиях, в которых любая система функционирует. А нынешние условия, — известно какие: кризис науки, катастрофическое падение уровня образования, девальвация научного знания, одичание и дебилизация населения с одной стороны и огромная коррупция, пронизавшая все поры общества, когда теневой сектор экономики перекрывает реальный — с другой.
При таких исходных любая система будет приносить самые плачевные результаты, дело не в ней. Лечить надо не следствие, а первопричину. Когда у человека температура 40 и воспалительный процесс по всему телу, глупо пенять на градусник и искать в аптеках более технически совершенный измерительный прибор. Что касается перманентного реформирования, которое идёт у нас в образовании с 1984 года, то могу сказать одно — каковы бы ни были цели и средства реформаторов, перманентная перестройка системы приводит к энтропии и параличу, поэтому единственная реформа, которая нужна сейчас нашим образованию и науке — это просто прекратить все структурные реформы. Оставить всё как есть. Дать стоп-сигнал. И заниматься реальными проблемами, а не мастурбацией».
ИА REX: Требуется ли изменять систему, дававшую в советские времена довольно качественные кадры учёных? Или оставить всё как есть? Что может подсказать опыт других стран?
Председатель волгоградского регионального отделения партии «Правое дело» Андрей Куприков:
Падающие спутники, не летающие ракеты, покупка чужого вооружения, отток по 200 тыс человек в год за рубеж, самой квалифицированной и работоспособной части населения, резкое падение уровня образования, тысячи левых ВУЗов это всё предлагается заморозить?
Политконструктор Юрий Юрьев:
Я расстался с официальной наукой в начале 90-х, когда даже по оборонной тематике содержание учёных было «нищим и тощим». А практические инновации в коммерческих условиях нуждаются в государстве лишь в той мере, в которой оно способно узаконить и защитить авторские права. Если же целью исследований не является получение авторских прав, то государство ценно для пытливых умов, лишь в качестве заказчика. Что же касается такой ценности, как ученые звание или степень, то личность сама решает, нужно ли ей это, и не налагает ли это на её созидательность излишние помехи официоза.
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков:
Получение учёной степени превратилось в доходный бизнес. Сегодня на каждом столбе висит объявление с предложениями о написании кандидатских и докторских диссертаций.
В таких условиях настоящим исследователям не всегда удаётся протолкнуться через плотные ряды коммерсантов от науки к учёной степени. Перед ними стеной встают вымогатели-чиновники. У чиновников в руках сложная и запутанная бюрократическая процедура с множеством бумаг. В процессе прохождения процедур никто не вникает в суть исследования и не читает текст диссертации. На защите члены учёных советов задают несколько вопросов по автореферату и этим всё ограничивается. Если соискатель предварительно пробежался по их кабинетам на финальной части бюрократических процедур с «подарками», то успех голосования обеспечен. В интернете уже есть факты о публикации статей, сгенерированных компьютерными программами, в научных журналах РФ. Смысла в этих статьях нет, набор предложений с заумными псевдонаучными терминами. Так и до написания компьютерных диссертаций скоро дойдём.
Комментарии читателей (1):