«Нынешний бюджет свёрстан из достаточно оптимистичных представлений о ценах на нефть. Думается, в 2012 году цена на нефть будет несколько ниже, так что существуют определенные риски. Причём нужно понимать, что бюджет будет более или менее исполнен — правда, в том случае, если европейские проблемы не выйдут из-под контроля, если не будет более глубокой рецессии в Европе, и если всё это не приведёт к более глубокому спаду в мировой экономике. В этой связи, более консервативная, жёсткая, бюджетная политика — это то, что действительно нужно России», — заявил главный экономист ИК «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов, комментируя заявление и.о. министра финансов РФ Антона Силуанова о планах Минфина РФ в 2012 году проводить жёсткую бюджетную политику и не допускать увеличения расходных обязательств в ходе исполнения бюджета.
Вместе с тем, по мнению эксперта, в связи с планами правительства по модернизации и перевооружению армии и увеличению денежного довольствия военнослужащих существуют определённые риски того, что бюджетные обязательства окажутся выше. «Кроме того, существенный рост расходов предполагается в том, что касается содержания органов правопорядка и внутренних войск. Предстоят индексации пенсий и зарплат бюджетников. Эти обстоятельства порождают риски увеличения расходных обязательств. Соответственно, необходимо более консервативно подходить к самой бюджетной политике. На мой взгляд, очень важным является повышение эффективности бюджетных расходов и создание стимулов для министерств и ведомств по мониторингу эффективности этих расходов, чего сейчас явно недостаточно. Мне хотелось бы думать, что в 2013 году, как и планируется, мы всё-таки перейдём на программное бюджетирование. Более того, хочется надеяться, что сам процесс оценки эффективности тех или иных госпрограмм при этом переходе тоже будет достаточно прозрачным и будут созданы соответствующие независимые организации», — подчеркнул Девятов.
Отметим, Силуанов обратил внимание, что сейчас раздувание обязательств приводит к дополнительным рискам, а дефицит ненефтегазового бюджета в последние годы значительно увеличился. «Если ещё 10 лет назад он составлял 1% ВВП, то сейчас достигает 11% ВВП. После кризиса мы серьёзно нарастили нефтегазовый дефицит и, наращивая дополнительные обязательства, мы будем создавать дополнительные риски для бюджетной политики, это никому не нужно», — подчеркнул и.о. министра.
Говоря о реализации более жёсткой бюджетной политики, Сиуанов пояснил, что Минфин будет очень серьёзно анализировать и отслеживать предложения, которые будут поступать от министерств и ведомств по увеличению расходов в ходе исполнения бюджета: «Сейчас наша задача состоит не в том, чтобы говорить о дополнительных расходах, а чтобы говорить о том, как сократить дефицит, который, мы считаем, в условиях высоких прогнозных цен на нефть достаточно существенный».
Комментарии читателей (0):