Отсутствие альтернативы неолиберальному кризису связано с отсутствием оформленных политических сил. Об этом заявил директор ИГСО Борис Кагарлиций 21 октября в Москве в ходе конференции «Глобальный кризис и альтернативы», сообщает корреспондент ИА REX.
«Мы сталкиваемся с интересной ситуацией: впервые за долгое время можно говорить о том, что неолиберальная система не просто переживает свой кризис, но кризис происходит и с точки зрения тех, кто её организует и кто получал с неё выгоду. В этом смысле ситуация нова, и кризис является по-настоящему глубоким и в каком-то смысле тотальным. Кризис становится серьёзным тогда, когда бьёт по сторонникам системы. До этого мы видели большое количество пострадавших, но ничего не менялось. Эта политика продолжаться далее в прежней форме не может. С другой стороны, все кричат, что мир меняется и нужна новая экономическая политика, но произносится две формулы. Первая: „А конкретной альтернативы нет?“, и вторая: „А кто сделает эти альтернативы?“. На мой взгляд, альтернатива как другой экономический курс, или система институтов, или изменение социальных отношений, неотделима от политики. Если нет политических сил или субъекта, способного к альтернативе, говорить о каких-то изменениях невозможно. В свою очередь, они становятся таковыми, когда у них появляется проект или хотя бы направление действий. История всегда находит ответ на эти вопросы, потому что всё это происходит в форме стихийного процесса, но история не даёт нам ответов — она даёт возможности и ситуации, в которых мы можем коллективно действовать, чтобы воздействовать. Задача состоит в том, чтобы сделать эти концепции в связке с активными политическими шагами, которые могут быть предприняты социальными группами. Мы видим, что движение „Оккупируй Уолл-Стрит“ ставит вопросы об изменении банковской системы, но сможет ли оно изменить саму банковскую систему? На мой взгляд, нет, но оно способно дать толчок к созданию новых, других образований. Существующие антисистемные движения не ставят вопросов о власти. В Египте, в Ливии, в Тунисе, в Сирии также начинается кризис: власть начинает шататься», — уверен Кагарлицкий.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Также эксперт призвал левые силы консолидироваться, поскольку ситуация в стране может быть «более драматическая», нежели акции на Уолл-стрит и события в арабских странах: «Если говорить строго об экономической программе левых сил, то некоторые контуры уже есть. Стихийно возникают вопросы о социализации банковской системы. На самом деле, проблема не в жадности и скрытности банкиров: при системе задач и функций банковской системы поведение банкиров правильно, адекватно и рационально. Если мы не решаем вопрос об изменении и демократизации государства, мы не сможем дать правильные ответы на вопросы кризиса. Вопрос стоит о том, чтобы трансформировать систему власти и управления. Это означает трансформацию системы власти, и это является исходной точки революции. Ответы на эти вопросы будут найдены в процессе преобразования. Пока не начались выступления и борьба за власть, невозможно решить проблемы. Народ, который не умеет бунтовать, не сможет бунтовать. Я думаю, нам предстоит более драматическая форма, чем акции на Уолл-стрит и события в арабских странах. Если мы остаёмся просто клубом разговоров, то никакой пользы нет. Левым надо консолидироваться».
Напомним, многие политологи и эксперты полагают, что финансовый кризис может породить волну недовольства не только в ряде европейских стран, но и в России. По их мнению, в этом свете многие организации и политические партии левого толка должны принять во внимание этот возможный фактор. Однако, вместе с тем, политологи утверждают, что реальных политических сил левого толка, способных создать реальную оппозицию власти и опираться не на «воспоминания о Ленине и Сталине», а на обширную теорию и программу, в России на данный момент не существует.
Комментарии читателей (0):