Южный Кавказ является более важным регионом для России, нежели для США, которые рассматривают его исключительно как «нефтяной источник». Об этом заявил генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев 17 октября в Москве в ходе видеомоста Москва — Баку — Вашингтон на тему «Россия — Азербайджан — США в контексте многовекторной политики», сообщает корреспондент ИА REX.
«Я не готов отвечать за политику РФ. То, что Южный Кавказ действительно является для нас важным регионом — это факт. Стабильность там — это очень важно, и для нас этот регион важнее, чем для США, которые воспринимают его как нефтяной источник. Мы понимаем, что чем меньше стабилен Южный Кавказ, тем менее стабилен и Северный Кавказ. Заботит нас и усилие американцев: нельзя не констатировать тот факт, что там, где появляются американцы, там появляется нестабильность. У них очень специфическое понятие стабильности. Если мы говорим о проблемах безопасности, то именно каспийская пятёрка должна определять политику Каспийского региона. Я согласен, что Кавказ всегда был регионом конфликтов. Это вопрос для глубинного исследования. Нельзя свести всю историю Кавказа лишь к конфликтам России. Очевидно, что международное посредничество крайне важно, но когда позиции стран несовместимы на 100%, никакие посредники не помогут. Что касается посредничества со стороны США или Европы, то было бы здорово, если бы у них были предложения, но почему эти предложения прячутся „в рукаве“? Поделитесь с нами гениальным ноу-хау: где гениальные переговорщики? Я согласен с тем, что без доброй воли конфликтующих сторон конфликты на Южном Кавказе не могут разрешиться даже при посредничестве. Эта история — надолго, и нельзя допустить перехода конфликта в горячую фазу», — уверен специалист.
Помимо этого, Михеев выразил уверенность в том, что в случае обострения конфликта между Азербайджаном и Арменией Россия займёт позицию «мирного урегулирования»: «Азербайджан — действительно самая развитая страна Южного Кавказа. Он имеет значительную часть сфер, и это самая богатая страна на Южном Кавказе. С другой стороны, стать лидером Южного Кавказа Азербайджан не может, поскольку все три страны региона — это три полюса, они различаются и имеют собственные комплексы проблем и взгляды на дальнейшее развитие. Представить Азербайджан в качестве лидера для Грузии или Армении сложно. Без тесных взаимоотношений с Ираном и Россией Азербайджану не стать лидером в Каспийском регионе. Хотя у Азербайджана прекрасные шансы быть лидером в регионе. Я уверен, что Россия делает всё, чтобы урегулировать нагорно-карабахский конфликт. Я думаю, что в Баку существует то ли иллюзия о решении с одного звонка, то ли ошибка. Этого нет давно. 20 лет прошло с момента получения Азербайджаном независимости, и вопросы так не решаются. Так же думают и в Ереване. Россию часто обвиняют в имперских амбициях, а потом сами просят позвонить и решить что-то. Мы что, одно государство? Сейчас таких механизмов нет. Воевать с Арменией и Азербайджаном мы не будем. Россия не выступит ни на чьей стороне, потому что мы выступим на стороне мирного урегулирования».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Главный редактор журнала «Проблемы национальной политики» Аджар Куртов указал на исторически конфликтную зону Кавказа: «Интересы США достаточно циничны в Азербайджане. Азербайджанская политическая элита стала подыгрывать политике Вашингтона со времён правления второго президента. Есть более серьёзные проблемы в отношениях Москвы и Вашингтона в контексте „перезагрузки“ — это и размещение ПРО, и деятельность НАТО. Та же самая Грузия является более конфликтным полем для столкновения интересов, нежели Азербайджан. География — это судьба, и судьба эта у Азербайджана — быть зоной соприкосновения цивилизаций. Если мы будем брать большие исторические эпохи, то можно констатировать: все государства Южного Кавказа всегда находились в конфликтной зоне с древних времён. Азербайджанская нефть только увеличила конфликтогенность этой зоны. Трубопровод проходит по зонам, связанным с замороженными конфликтам. Никто не хочет брать ответственность на себя. Я согласен в том, что влияние Азербайджана должно быть более широким. Да, сейчас экономические показатели Азербайджана лучше, но это разве вытянуло экономику южнокавказских государств? Вроде бы нет. Я всё-таки призываю не лукавить: идёт борьба и столкновение интересов за регион. Азербайджан входил в СНГ и Организацию договора о коллективной безопасности, затем не без нажима не стал продлевать своё участие в этих организациях и вошёл в ГУАМ. Тот факт, что сейчас Азербайджан вошёл в организацию неприсоединения, мне до сих пор непонятен. Всё это говорит о том, что это красивый образ бутылки: наших западных коллег интересует лишь содержимое».
Как сообщало ранее ИА REX, политолог, экс-аналитик ЦРУ и госдепартамента США, публицист Пол Гобл заявил о том, что Азербайджану под силу стать лидером кавказского региона. «Мы недооцениваем влияние Азербайджана и влияние, которое эта страна будет иметь в течение ближайших лет. Я думаю, что влияние Азербайджана — это политическое влияние. Оно выходит за пределы экономики, и многие государства Латинской Америки поддерживают желание стать членом Совета Безопасности ООН. На самом деле на основе своей политики Азербайджан получает значительную политику. Надо помнить об этом, а не сводить всё лишь к политическим вопросам», — подчеркнул американский специалист.
Комментарии читателей (0):