В спорах вокруг поставок школьных обедов компанией по производству охлаждённого питания «Конкорд», общественное мнение разделилось на три лагеря: противников нововведения, требующих приготовления обедов непосредственно в столовых учебных заведений, поклонников, утверждающих, что новая система позволит уйти от неполных поставок и поставок некачественных продуктов, и людей, считающих, что питание полноценно, но компания «Конкорд» должна наладить логистические цепочки, отслеживая условия разогрева обедов в столовых и степень компетентности нанятого для школ персонала. 7 октября представители общественного движения «Московские родители» посетили завод «Конкорда» в Подмосковье и встретились с администрацией компании. По словам участников экскурсии, им удалось озвучить и прояснить часть накопившихся вопросов, но нерешённых проблем ещё много. В условиях ограниченной информации о реальном состоянии дел в школьных столовых и молчания чиновников в ответ на недовольство, полностью оценить ситуацию сложно, и родители надеются провести собственное расследование, передаёт корреспондент ИА REX.
«Нам провели экскурсию по заводу, показали производство. Всё вкусно, чисто и красиво, но ничего иного мы и не ожидали. Встреча носила неформальный характер и больше была направлена именно на демонстрацию производства, чем на беседу», — отметила глава движения Галина Шнайдер.
Экскурсию проводили директор завода Алексей Матвиенко и представитель PR-службы «Конкорда» Ирина Корнева. Они же отвечали на вопросы. По словам родителей, технологическое оснащение, состояние лабораторий и складов, уровень санитарного контроля на заводе не вызывают нареканий. То, что им было показано, оставило приятные впечатления — аналогов подобной организации производства в России мало. Но многим родители не нравится способ внедрения новой системы питания в школах.
«Как я и ожидал, фабрика одна из лучших по производству продуктов питания длительного хранения. Мы увидели современное оборудование и технологии, многоуровневый контроль безопасности и качества производства. Хорошее впечатление произвёл менеджмент предприятия. Но то, каким образом это питание начало внедряться в школах вселяет большие опасения. Понятны большие трудности по организации питания во многих московских школах, когда до учебного года оставались считанные дни. Необходим был монтаж нового оборудования, набор персонала, организация доставки и многое другое. У компании был выбор — принять участие в следующих тендерах, когда будут решены все организационные проблемы или выйти на рынок с начала учебного года. Между дополнительными издержками и голодными детьми руководство компании сделало выбор не в пользу детей», — отметил участник «Московских родителей» и администратор образовательного портала «S-cool» Андрей Ильин.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 20.10.11 В «Конкорде» не признают, что от их питания отказываются в школах
- 06.10.11 Московские школьники отказываются от еды, приготавливаемой «Конкордом» в безупречных условиях
- 26.09.11 Кому выгодно дискредитировать «Конкорд»?: мнение
- 26.09.11 За и против «Конкорда»: чиновники хранят молчание о бортовом питании для детей
При приглашении на рынок школьного питания новых игроков, забыли спросить главных участников «пищевой цепи» — школьников и оплачивающих «принудительные обеды» родителей. Ожидать, что это может пройти незамеченным, особенно после аналогичных скандалов в Выборге год назад, было опрометчиво и попросту незаконно, считают родители.
«Проблема развилась из-за дефицита информации. Родители видели, что ребёнок пришёл из школы голодным, потому что в школу не доставили питание. Мы не владеем информацией о всей технологической цепочке и не знаем тонкостей сотрудничества города с поставщиками. Мы видим, что нет обеда. Первое, что родитель делает — узнаёт название компании-поставщика. И виноват будет он. Нам никто ничего не объяснял», — подчеркнула Галина Шнайдер.
Для некоторых противников нововведений, именно факты отсутствия информации и нежелания чиновников идти на контакт по волнующим вопросам стали опорной точкой для дополнительных слухов и предположений. «Нас давно уже продали и „оконкордили“, эксперимент закончат и будет как с ЕГЭ — все школы принудительно переведут на „своего“ поставщика», — отметила мама девятиклассника. «Молчат, потому что сказать нечего — всё как всегда решено без нас», — предполагают на тематических форумах.
По мнению представителей «Конкорда», дело не столько в отсутствии информации, а в том, что людям свойственно бояться нового. Как отметила в беседе Ирина Корнева, никакого скандала по сути не существует — есть опасения родителей от незнания, а также проявления недобросовестной конкуренции со стороны старых игроков рынка питания, настраивающих общество против компании. Впрочем, о вопросах недобросовестные конкуренции разговор шёл достаточно неохотно. По словам старшего PR-менеджер, родители выборгских школьников, оценив питание и привыкнув к нововведению, в данный момент полностью довольны поставками, что подтверждается многочисленными письмами благодарности в адрес «Конкорда». В компании надеются на подобный исход и в Москве.
По мнению некоторых присутствовавших на экскурсии родителей, им удалось убедиться, что проскальзывающая в дискуссиях о «Конкорде» теория о некачественных продуктах, используемых компанией для приготовления обедов, несостоятельна. Так, по заявлению директора завода, они не занимаются самостоятельной закупкой сырья и не тратят на него собственные средства — все продукты предоставляет город. «Я имею отношение к пищевой промышленности и для меня было важно, как организовано производство, что происходит на входе и выходе продуктов с конвейера. Бывает, что в погоне за большей прибылью, например, чтобы из 1 тонны картофеля, получить 1,3 тонны пюре, в продукт добавляют всевозможные некачественные компоненты. Но раз у „Конкорда“ нет необходимости тратиться на продукт, то вряд ли они прибегают к таким методам», — отметила участница движения. Впрочем, других родителей волновало не качество сырья и готовый продукт, а то, насколько полезен для детей охлаждённый, а затем заново разогретый обед. Известно, что охлаждённый обед необходимо разогреть при температуре не ниже 75 градусов, что, по мнению некоторых родителей, убивает питательные вещества и не приносит пользы детскому организму. Кроме того, они опасаются, что в процессе возрастания популярности продукции завода на московском рынке качество поставляемых обедов снизится. «О влиянии постоянного питания продуктами длительного хранения на здоровье можно дискутировать. У них есть достоинства: экономичны, технологичны, сбалансированы по белкам, жирам и углеводам. Они удобны бизнесменам, чиновникам, администрации, то есть взрослым, и взрослые очередной раз делают как, чтобы облегчить себе жизнь», — отметил Ильин.
Питательность одного обеда компании равна 600-650 калориям, в зависимости от возраста детей, для которых он предназначен. Что касается появившегося в сети документа об экспертизе обеда, подтверждающей калорийность всего в 200 калорий, то он не выдерживает никакой критики, подчеркнула Корнева. «Не указаны ни название лаборатории, ни имя санитарного врача, проводившего исследование, скрыта печать. К тому же не понятно, по каким критериям проверяли продукт. Указан некий „рис с курицей“. У нас 3 блюда, содержащих курицу и рис, например, плов. А как же суп, салаты? Это тоже калории. В общем, экспертиза как минимум странная», — подчеркнула она. Так, все обеды компании несколько раз проверялись в лабораториях Роспотребнадзора и их соответствие ГОСТам подтверждено всеми необходимыми исследованиями, сообщили на заводе. Кроме того, такие проверки стали регулярными, а в данный момент на «Конкорд» пригласили независимых исследователей из Англии, которые также предоставят результаты собственной экспертизы.
«Я бы предложил чиновникам ставить эксперименты не на детях, а в добрых традициях на себе. Пусть, пока решаются организационные проблемы чиновники питаются исключительно продуктами новых технологий. И никаких буфетов и свежей выпечки! Есть исключительно высокотехнологичный продукт! Что-то мне подсказывает, в этом случае популярность продукта в управленческих структурах понизится», — в свою очередь отметил Ильин.
На самом портале «S-cool» произошла любопытная история. Несколько месяцев назад там появилась тема о питании «Конкорд» в Санкт-Петербурге. Она собрала 2 страницы комментариев и опустела. Причём, большинство мнений были отправлены с одного компьютера, отметил администратор. А уже 2 сентября 2011 года, то есть на следующий день эксперимента, на сайте произошла «массовая регистрация новых пользователей из Москвы», родителей, пишущих положительные отзывы о питании в школах, где представлен «Конкорд», но также с общего IP-адреса. Вроде бы, вполне обычный пример PR-технологий, ничего нового или незаконного тут нет. С аналогичной ситуацией столкнулось и ИА REX после серии публикаций о компании. Благодарные "Конкорду" пользователи регистрировались на сайте и в комментариях дружно ругали конкурентов. Тогда как те родители, кто непосредственно обращался в редакцию, говорили противоположные слова. Они просят разобраться в ситуации, поскольку дети отказываются есть предлагаемую им в школах пищу.
Запутавшись в информационных войнах и рекламных тонкостях, родители школьников решили провести собственное исследование рынка школьного питания. «Мы планируем посетить несколько разных заводов, побывать в разных школах. Надеюсь, что нас пригласят также, как пригласили в „Конкорд“. Тогда можно будет сравнить, делать выводы и заявлять о чём-то более конкретно. Сейчас вокруг невероятная путаница», — отметила Галина Шнайдер. Опять-таки стоит упомянуть отсутствие должного количества информации от представителей правительства города — родители самостоятельно делают то, о чём их, по идее, должны изначально поставить в известность чиновники. Тогда можно говорить о реальном сотрудничестве официального и родительского сообществ, ранее отмечали правозащитники.
Представители «Конкорда» неоднократно подчёркивали, что поставкой питания в столичные школы занимаются не менее 10 различных компаний, но лишь вокруг их завода разгорелась информационная война. Об этом же заявляли и защитники компании, утверждая, что скандал вокруг завода организован недобросовестными конкурентами. противники нового "бортового питания" опасаются, что рынок будет монополизирован полностью. На данный момент готовые обеды компании поставляют лишь в 100 столичных школ, подчеркнул Матвиенко, и о монополизации речи не идёт. Производственный лимит завода рассчитан на 500 учебных заведений, что есть лишь четверть школ Москвы. Однако сам завод построили за 9 месяцев, то есть задолго до заключения контракта с городом, в свою очередь подчёркивают родители. Это позволяет им полагать, что существовала предварительная договорённость на уровне города.
«По словам директора, завод работает на 20 процентов от своей мощности, обеспечивая 100 школ. Вроде бы, у них иные заказчики, но их немного. Основной — это Москва. Вряд ли они открывали производство в Московской области только ради ещё не выигранного тендера и нескольких мелких контрактов», — отметила собеседник агентства.
К концу экскурсии, вопросы большинства присутствующих родителей свелись к проблемам логистики: что происходит на этапе вывоза продукции с завода и доставки питания в школы? Кто отвечает за подготовку персонала, куда адресовать претензии и как контролируется процесс? Вспомнив отсутствие питание в некоторых школах в первые дни сентября, а также недостачу некоторых продуктов, скандал в школе 211 и многочисленные жалобы на плохую организацию хранения продуктов и работу персонала, в адрес представителей завода полетели многочисленные вопросы, часть из которых так и остались без ответа. Андрей Матвиенко пояснил, что в несвоевременной доставке продукции виноваты некоторые подрядчики. Водители предоставленных машин прокладывали собственные маршруты пути до школ и своевольно обращались с указанным временем доставки и правилами транспортировки.
В данный момент компания закупила собственные автомобили и будет доставлять пищу самостоятельно. Правда, сколько именно автомобилей появилось и когда они начнут работу не отметил. Также, в «Конкорде» утверждают, что все сотрудники школьных столовых прошли специальную подготовку и готовы к профессиональной работе с продуктом, а набор персонала проводили из числа бывших работников школ и фирм-поставщиков питания. В случае выявления некомпетенции персонала, Ирина Корнева советует обращаться на «горячую линию» компании — разобраться обещают в течение суток. Впрочем, как именно в «Конкорде» планируют намерены исправлять ошибки, если они не относятся к работе компании, она не пояснила. Например, если обнаружится, что из обеденного набора силами кого-то из подрядчиков или школьного персонала «исчезли» салаты, то будут ли в компании обращаться напрямую к подрядчику, через суд или действовать через Департамент образования столицы обещали рассказать позднее.
«Хочу ещё раз подчеркнуть, что мы не выступает против какой-то конкретной компании — мы выступаем за полноценное здоровое питание в школах. За обеды, приготовленные из свежих продуктов в условиях, полностью отвечающих санитарным требованиям. За правильную транспортировку и хранение пищи соблюдения всех правил приготовления и разогрева пищи в школах. За грамотный, хорошо подготовленный и обученный персонал», — заявила Галина Шнайдер. «Понятно, что город не может сразу взять и перейти на приготовление пищи в школе. Но обеспечьте квалифицированный персонал, обеспечить постоянный контроль за соблюдением всех правил транспортировки, разогрева, хранения пищи в учебных заведениях просто необходимо. Это здоровье детей», — подчеркнула она.
Также родители вспомнили вспомнили о популярной среди правозащитников теории намеренного принятия важных образовательных законопроектов и решений летом, когда большинство учителей и родителей находятся в отпусках. Контракт с «Конкордом» заключили 25 августа и времени, чтобы опомниться и разобраться в происходящем, ни у кого уже не было — 1 сентября стартовал эксперимент. К качеству поставляемого питания это отношения не имеет, но недовольства прибавляет. «Почему нельзя было провести конкурсы заранее? Официально представить нам нового поставщика за пару месяцев до фактического появления питания в школах, собрать пресс-конференцию, провести собрания в школах, дать возможность высказаться? Это не бесплатное питание, а нас ставят перед фактом», — возмущались родители.
Комментарии читателей (14):
В принципе ситуация очевидна и прозрачна.
и это происходит под давлением родителей которые опасаются за здоровье своих детей!
Эта сомнительная еда не прошла проверок ни в роспотребнадзоре, ни в НИИ питания РАМН, нигде!
Это какая-то странная муть в пакетах, которая хранится 20 дней без заморозки !
Естественно те родители которые беспокоятся о здоровье своих детей изгоняют Конкорд из школ, а компания вместо того чтобы кормить нормально - тратит деньги на пира-поездки и сетевых троллей, которые везде её нахваливают!
И это за счет здоровья московских школьников!
эти пиарщики которую всю сеть залепили своим поклонением Конкорду разоблачены.
А про этот Конкорд в Новой Газете можно почитать:
http://www.novayagazeta.ru/inquests/48868.html
< />http://www.novayagazeta.ru/inquests/48983.html