В последние годы усиливается роль виртуального общения в организации протестов и революций. Публицист из США Михаэль Дорфман в интервью корреспонденту ИА REX рассказал о роли социальных сетей в организации массовых акций протеста.
ИА REX: В блогосфере и интернет-СМИ много сказано о том, что социальная сеть Facebook — это орудие новой волны революций и общественных движений. Теорий много, а как доходит дело до подробностей, то картина становится всё более размытой. Так всегда бывает с вещами, о которых «все знают». Без знания и понимания деталей любое обсуждение предмета теряет смысл. Какова роль этой социальной сети в арабских революциях?
Пока шли революции в Египте и Тунисе, внимание было привлечено к самим событиям, а не к истории, организации или социальным орудиям этой революции. Сейчас дым битв рассеялся, и учёные и журналисты взялись за изучение предмета. История о том, как бедный торговец овощами разжёг «Арабскую весну», дополняется историями других людей, готовивших эту революцию.
Джон Поллок рассказал в Technology Review о том, как готовилась арабская революция в Facebook. И я советую прочесть весь его материал, а не только мои впечатления.
Революция начиналась ещё до того, как появился сам Facebook.Редакция отправила Поллока (ведущего журналиста по Африке) в Тунис и Египет, чтобы разобраться с тем, как всё произошло. Поллок сумел проинтервьюировать двух тунисских компьютерщиков, известных лишь под псевдонимами Фет и Вотермен. Их настоящих имён не знает и сам Поллок. Их организация «Такриз» помогла разжечь массовые протесты в Тунисе, приведшие к свержению президента Зина Ал Абидин Бен Али.
«Такриз» создали в 1998 году, потому что режим Бен Али контролировал другие средства коммуникаций. В рейтингах свободы слова Тунис находился в компании таких деспотических стран, как Китай и Иран. Первыми целями стало обеспечить свободу слова и доступный интернет. Фет — технологический руководитель организации. Он начинал хакером не по призванию, а по необходимости. Интернет и сотовая связь в Тунисе были дорогими и недоступными обычному гражданину. Другое преимущество, которое давал интернет — это безопасность. Вотермен говорил: «В реале была полиция, шпики и все эти штази. В онлайне мы были анонимами».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
За последнее десятилетие Тунис постепенно выходил в Интернет. Когда начались протесты горняков в Тунисе в 2008 году, лишь 30 тыс тунисцев имели страничку на Facebook. Уже в конце 2009 их стало 800 тыс. Когда революция достигла кульминации, а Бен Али сбежал из страны, то в Facebook было уже 2 миллиона страниц тунисцев. Пятая часть населения страны вышла в Facebook.
ИА REX: Какие ещё интернет-ресурсы, кроме Facebook, использовались в Тунисе?
«Такриз» использовал и другие инструменты общественных сетей. Они создали ложный аккаунт тунисского министра иностранных дел в Твиттере. Они использовали Скайп и Mumble для общения между собой. Один из активистов даже сумел воспользоваться Forsquare — службой, позволяющей следить за местонахождением друзей. Когда его арестовали и доставили в тюрьму, то новость об этом сразу появилось в интернете. Во время революции активисты «Такриза» были на улицах каждый день, собирали информацию, видео, занимались организацией.
В день, когда полиция убила зеленщика Мохамеда Буазизи, протесты начались в бедных пригородах Туниса. Тысячи людей вышли на улицы. Полиция открыла огонь. Десятки демонстрантов были убиты и ранены. Благодаря бывшим на месте активистам «Такриза» вся страна увидела трагедию у себя на экране в реальном времени. Весь мир обошло видео, где молодой человек валяется на полу госпиталя в городке Кассерина с проломленным черепом. Оно собрало десятки тысяч просмотров по всему Ближнему Востоку. Наверное, это можно сравнить с выстрелом «Авроры».
Если свержение Чаушеску в 1989 было первой революцией по телевидению, то в 2011-м революция в Тунисе стала первой революцией в онлайне. Рим Нур, бизнес-консультант в обычной жизни, во время революции дни и ночи проводила за компьютером. Её задача заключалась в выявлении правительственных троллей. Она вспоминает, что получила текстовку от друга: «Ты не хочешь это смотреть, это ужас, но ты обязана это посмотреть. Это твой моральный долг увидеть, что творится в нашей стране». Эти кадры встряхнули инертную массу людей. Людей оболванили до такой степени, что они поверили, что «революций не бывает».
ИА REX: Какова роль социальных сетей в египетской революции?
В самом начале революции в Египте, мы писали, что не интернет, а массы людей на улицах определяют исход революций. Фет подтверждает наш вывод. «Facebook был GPS революции. Люди узнавали, где и что происходит, но истинным двигателем протеста были сами демонстранты». История египетской революции не прослежена пока так глубоко. Её исходной точной можно считать забастовку текстильщиков в Махалле 6 апреля 2008 года. Поначалу организаторы не пользовались социальными сетями потому, что в них состояло слишком мало их людей. Они всё же создали страничку на Facebook и сами поразились, что в день к ним записывалось по 3 тыс новых членов. С помощью казённых профсоюзов, власти задавили тогда забастовку. Один из организаторов протеста был арестован. Его били и угрожали изнасиловать. После выхода из тюрьмы он создал «Движение 6-го апреля» и вместе с группой единомышленников стал изучать методы ненасильственной борьбы на арабском сайте «Академия изменения», основанного на принципах сербского «Отпора».
«Выстрел Авроры» египетской революции прозвучал 6-го июня 2010 года. В тот день полиция выволокла из интернет-кафе программиста Халеда Саида и забила его до смерти прямо на улице. Полиция утверждала, что он оказал сопротивление при аресте. Однако его брат Ахмед выложил в интернете съемки Халеда Саида, где показывалось, как полицейские торгуют наркотиками. Страшные кадры расправы, которые удалось сделать его брату на сотовый телефон, обошли весь мир. В течение нескольких дней страница «Все мы — Халед Саид» стала чрезвычайно влиятельной. Сегодня там более полутора миллиона членов. Не случайно, что тактика и стратегия египетских революционеров очень похожа на тунисские. В Египте внимательно следили за происходящим в Тунисе, связывались с их лидерами. Общение происходило в социальных сетях. Когда пришло сообщение о бегстве тунисского президента из страны, один из видных египетских блогеров послал эсэмэску: «Бен Али пал. Вероятность». Все получатели понимали, вероятность чего имелось в виду.
ИА REX: Недавно в Израиле прошли акции массового протеста. Социальные сети как-то повлияли на их организацию?
В конце концов, история происходит на улицах. Однако то, как улицы наполнялись массами народу, играли в протесте решающую роль. Социальные сети, блогосфера, сетевые СМИ, несомненно, могут гордиться двумя достижениями — они сумели оперативно распространить информацию о зверствах власти и зажечь миллионы людей. И они, по известному выражению, стали «не только коллективным агитатором и пропагандистом, но коллективным организатором» — показали людям куда идти и когда появляться.
В каждом месте свои особенности. Социальные сети стали решающим фактором массового протеста в Израиле. Однако там требовали не больше демократии, а больше социальной справедливости. Израильское правительство не стреляло в народ, и народ требовал решить проблемы подорожания жилья, разрушения системы общественного благосостояния и образования.
ИА REX: Остаётся ещё много вопросов. Например, выйдет ли народ на улицы, если режимы, пришедшие на смену, окажутся не лучше своих предшественников? Применим ли опыт «Арабской весны» в других условиях. Как, например, сработает интернет в Сирии?
В феврале, когда в Висконсине демонстранты захватили здание сената штата, мы писали «Тунис, Египет, на очереди Америка?» В мой день рождения 17-го сентября я решил направиться в Нижний Манхэттен, где в социальных сетях собирается демонстрация для захвата Уолл-Стрит. Скоро мы узнаем, созрела ли Америка для «момента Площади Тахрир». А как сработают социальные сети в России? Сумеют ли они донести до общества правду, например, о том, как проходят парламентские, а затем президентские выборы?
Комментарии читателей (3):
После 1990-го на моей памяти только в одной стране - в СССР, - скачкообразно прошел процесс смены форм собственности и форм государственного правления, что всегда и называлось словом "революция". В данном, советском случае - контр-революция.
А если понимать этот термин как навязываете вы, то, например, в Панаме за последние полтораста лет было революций по числу американских вторжений (12, причем первые три - 1856, 1860 и 1903, - еще до образования страны), а считая конституционные и не очень конституционные перевороты (чаще под диктовку посольства США) и того больше.
А ваша "арабская весна" - разве это не повторение пройденного?
Может где-то на Ближнем Востоке или в Магрибе сменились формы собственности, может полуколониальный компрадорский капитализм с большими пережитками феодализма уступил место каким-то другим формам? Может, хотя бы, где-то монархию сменила республика или президентскую форму правления - парламентская?
Но лично для вас скажу, что у Штатов были апологеты и поумнее, чем вы. Да-с.
Правда, сейчас, когда Ленина, Димитрова, Ибарури, Торреза, Готвальда нет в живых, Хоннекера, отсидевшего в Бухенвальде, сменили наследнички тех, кто его туда запроторил, а Кастро при смерти, сойдете и вы!!!
Вино переходит в уксус, Мюнхгаузен - в Теофила. ("Тот самый Мюнхгаузен").
А братья Даллесы, Гувер и Бжезинский переходят в Дорфмана...