Роскосмос: «Спутник «Экспресс-АМ4» использоваться не будет»

31 августа 2011  16:22 Отправить по email
Печать

Разрыв между старым и новым поколением специалистов в области космонавтики сказался на последних неудачах в этой области. Об этом заявил статс-секретарь, заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов 31 августа в Москве в ходе пресс-конференции на тему «Нештатные ситуации современной космонавтики: прогнозы на будущее», сообщает корреспондент ИА REX «У нас произошло три неприятных ситуации в этом году. Они поставили серьёзные вопросы по качеству современной техники. По итогам проверок этих неудач была проведена очень большая работа. Разговор всегда идёт серьёзный. До выяснения причин мы всегда приостанавливаем работу с такими носителями. На сегодня мы не видим угрозы старта указанных аппаратов. Организованы две комиссии по этим случаям – одна комиссия работу уже закончила, вторая продолжает работать. Нам понятна причина произошедшего. Серьёзной угрозы на приостановку аппаратов у нас нет. Относительно результатов работы хочу сказать, что были решены некоторые кадровые вопросы. Причина неудач – не в конструкции ракетной техники, и даже не в производственных дефектах: скорее, это проблемы организационные. У нас был тяжёлый период, когда большое количество специалистов было вынуждено уйти. Сейчас этот процесс останавливается, однако, тем не менее, между опытным поколением и молодым поколением произошёл разрыв. Это и сказалось на том, что произошло. Если интегрально сказать о системном кризисе, то мы его у себя не видим, а что касается вопроса об усилении и порядке работ, то это надо сделать, и кое-какие соответствующие решения будут приняты», - заверил присутствующих Давыдов.

Специалист также считает, что на сегодняшний день угрозы для Международной космической станции не существует: «На сегодняшний день у нас единственное однозначное решение: возвращение экипажа, планировавшееся на 8 сентября, немного переносится. Всё необходимое для работы экипажа на борту станции есть. Относительно выполнения международных обязательств по запуску иностранных аппаратов могу сказать следующее: как только мы проведём тесты, все программы будут реализованы. Все зарубежные специалисты с пониманием отнеслись к нашим проблемам. По-видимому, эмоциональные высказывания присущи тем, кто не очень разбирается в космической технике и специфике. На сегодняшний день почти три страны могут осуществлять космическую деятельность по всем направлениям – это Россия, США и Китай. В наших планах никогда не было отказа от «Байконура». У нас договор об использовании до 2050 года, и это наше общее достояние. Мы приложим все усилия для того, чтобы космическая гавань под названием «Байконур» работала для всех стран».

Он также поделился планами касательно будущих проектов Роскосмоса: «Нам ни от чего не хотелось бы отказываться. Даже в самые тяжёлые годы мы сумели сохранить почти все направления отечественной космонавтики. Чтобы сохранить эту деятельность, надо иметь следующие элементы: наземная инфраструктура, средства введения, промышленность и средства управления. Если раньше мы говорили, что самое главное – это деньги, то на сегодняшний день важна проблема кадров, перевооружение, а уже затем ресурсное развитие. Что мы бы хотели сделать? Из интересных проектов – мы стали уделять внимание фундаментальным космическим исследованиям. Если взять всю информацию за несколько столетий о современном строении в области астрономии и солнечной системы и понимании появления жизни, то основной объём был получен в последние десятилетия благодаря космической деятельности. Мы будем уделять фундаменталке самое пристальное внимание. Важное направление работ – дистанционное зондирование Земли. Много внимания этому вопросу уделяется и в регионах. Ключевая проблема – отдача средств, которые вкладываются в отечественную отрасль. Кроме того, я отмечаю, что также важное значение играет развитие системы «ГЛОНАСС». Её применения велики, и сейчас мы активно работаем, чтобы на следующий период утвердить её развитие. Важное направление работ – повышение точности навигационных определений и доведение до регионов возможностей операторов ГЛОНАССа. Важное направление работ по дистанционному зондированию земли – Арктика».

На вопрос корреспондента ИА REX касательно промедлений в объявлении о крушении «Экспресса-АМ4», а также об объявлении виновных в крушении и мер по предотвращению подобных ситуаций Давыдов посоветовал не доверять неофициальным источникам и по вопросам касательно подробностей инцидентов, связанных с космической деятельностью, обращаться в пресс-службу Роскосмоса: «Если случилось что-то нештатное, можно сказать причину. Почему был потерян аппарат, и так долго не объявляли об этом? Разбирались. Есть нюансы: отделился или не отделился? Вы должны с пониманием относиться к тому, какая информация предоставляется до объявления официальных причин. У нас есть пресс-служба, которая официально даёт комментарии. Очень много непонятных ситуаций связано с информацией из неофициального источника. Причины крушения АМ-4 понятны, аппарат по целевому назначению использоваться не будет. Вопрос по технике закрыт, а вопрос об ответственности будет разбираться. Если сложилось впечатление, что мы легко относимся к проблеме, то это не так: это серьёзная проблема, серьёзный удар, который закончится для определённых виновных лиц ответственностью, и эти люди у нас работать не будут. Относительно персональной ответственности разборки ещё предстоят. Каждый пуск будет сопровождаться группой, которая будет проверять все шаги, которые были сделаны головными разработчиками. Досадные оплошности, которые произошли, будут разбираться именно с этими группами. Запуск ракетоносителей будет согласован в рамках одного предприятия. Проверка двигателей устанавливается самими изготовителями. Мы также участвуем в этой работе. Но эту работу также надо сконцентрировать в казённом мероприятиями для более адекватной оценки. Ещё один важный момент – повышение ответственности головных разработчиков за ту работу, которая им поручена.

Как сообщало ранее ИА REX, в конце августа российский спутник связи «Экспресс-АМ4», который был запущен 18 августа в 01:25 (мск) с Байконура не вышел на целевую орбиту. После последнего включения разгонного блока с борта орбитального блока прекратилось поступление информации о местонахождении спутника. Космический аппарат «Экспресс-АМ4» является самым мощным спутником связи на сегодняшний день. Спутник был предназначен для предоставления целого пакета услуг, таких как, например, цифровое телерадиовещание, доступ к сети Интернет, видеоконференцсвязь. 30 августа, по сообщению пресс-службы Роскосмоса, ФГУП «Космическая связь» признало, что спутник «Экспресс-АМ4» потерян окончательно. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин приказал установить степень вины должностных лиц в связи с аварией.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть