ЕГЭ, как и международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) являются не плохими инструментом мониторинга конкретных знаний учеников, заявил в ходе образовательного форума «Умная школа» доцент кафедры математического анализа РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Рукшин. Однако оба инструмента бесполезны пока страна «втянута в беспрерывную череду экспериментов» над школой, передаёт корреспондент ИА REX.
В текущем режиме постоянного реформирования школа обсуждать вопросы о преимуществах той или иной системы проверки знаний бесполезно, считает Рукшин. Универсального инструмента не существует, и главная задача российского образования на текущий момент — это остановить процесс преобразований и проанализировать итоги уже состоявшихся экспериментов. «Мы живём в атмосфере непрерывного жульничества. Нам говорят, что прошёл эксперимент ЕГЭ, но никакого эксперимента не было, был эксперимент по внедрению ЕГЭ в нашу повседневную практику. Нигде не были опубликованы и проанализированы итоги экзамена. Коллеги из министерства обсуждали документ, который далеко не все видели и который назывался „Итоги эксперимента по внедрению ЕГЭ“. Единый экзамен — хороший инструмент, но для чего, для каких целей, для мониторинга какого уровня развития?», — подчеркнул он.
Тоже касается и оценок качества образования в российских школах. Для того, чтобы делать выводы необходимо для начала с типом школы, которую государство и общество хотят видеть в будущем. «Социальную, как в США, чтобы родители знали, что с 9 до 18 ребёнок находится там-то, а на вопрос, когда он впервые закурит, попробует наркотики, начнёт сексуальную жизнь, ответить: „С 9 до 18“. Или мы хотим немецкую гимназическую модель, с которой взяли пример в 19 веке? Пока мы не выберем модели, а школа это общественный заказ, мы не можем говорить, что делать со школой», — заявил математик.
Проблема качества образования также скрыта в социальной незащищённости педагога, который постоянно находится «под прессингом» родителей и чиновников. Учителя перегружены второстепенными обязанностями и не могут полноценно сконцентрироваться на управлении процессом образования, и оценки качества у нас превращены в «набор формальных цифр», которые не соотносятся с реально стоящими перед школой задачами задачами. «Сейчас предлагают организовать школу по экономическому принципу: если школа не приносит прибыли, то, простите, единственный способ оптимизировать финансовые потоки — это умножить на нуль. Школа затратна и убыточна, но как показала практика — школа это могучий институт общества. Это не производство учеников и знаний, а воспроизводство граждан страны и специалистов. Но как институт патриотов и граждан страны школа сейчас не действует, мы внедряем институт измерения успеха школы, как институт понятный чиновникам, сидящим в кабинете. Ему понятны цифры — средний балл по ЕГЭ в школах. Можем мы оценивать учителя, работающего на окраине города, где половина детей- мигранты не очень хорошо говорят по-русски и не грамотны, по среднему баллу ЕГЭ?», — резюмировал Рукшин.
Комментарии читателей (0):