Преобладание количества выпускников, выбирающих гуманитарные направления образования, над желающими изучать естественнонаучные дисциплины обусловлено целым рядом болезненных проблем. Как пояснил корреспонденту ИА REX и.о. проректор МГУ, кандидат физико-математических наук Никита Анисимов, одна из них — это оценка работы региона по результатам ЕГЭ, когда в погоне за более высокими результатами чиновники «давят» на школы, что выливается в выбор школьниками экзаменов по более «лёгким» гуманитарным дисциплинам, например, обществознанию.
«Это очень вредит и качеству, и содержанию образования, потому что это несоизмеримая вещь. Нельзя по одному параметру брать и оценивать работу всего региона, это азы многомерного анализа, так не должно быть, это безумие», — заявил Анисимов.
Ещё одним важным фактором, влияющим на выбор школьников, является «столкновение» естественных и гуманитарных направлений в ходе экзаменов. Так, в 2011 году ЕГЭ по обществознанию и географии проходили в один день, и детям пришлось выбирать. Естественно, что в основном выпускники отдали предпочтение обществознанию, результаты которого необходимы для приёма на все юридические и экономические специальности. Так, на тест по географии пришли 10 тыс. детей, тогда как на обществознание — 390 тыс. выпускников.
«Подобное столкновение предметов — большая ошибка, потому что многим ребятам хочется поступить и на экономические специальности, и попробовать себя в естественнонаучной сфере, так как престиж этих профессий повышается, к тому же руководство страны обратило внимание на инженерные направления. На самом деле, в процентном отношении на физику и биологию в этом году пришло даже больше детей, чем в прошлом, потому что количество выпускников уменьшилось на 100 тыс., а количество участников ЕГЭ по физике и биологии осталось прежним. Но реально основная проблема лежит в столкновении предметов на управленческом уровне. Выбирая между физикой и обществознанием, назначенным на один день, можно предположить, на какой экзамен они пойдут», — подчеркнул Анисимов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По мнению проректора, спада интереса к естественнонаучным дисциплинам нет, но изменив систему распределения экзаменов, можно существенно увеличить количество желающих сдать физику, биологию или географию. С другой стороны, отмечается снижение уровня качества образования в технических ВУЗах, что также обуславливает нежелание выпускников с высокими баллами ЕГЭ выбирать соответствующие направления, что особенно заметно в регионах. «У нас в стране много технических ВУЗов, и между ними высокая конкуренция. Также создано 7 федеральных национально-исследовательских университетов, и, конечно, ребята тянутся в „брендовые“ высшие учебные заведения. То есть происходит определённое перераспределение веса приёма на те ВУЗы, которые тем или иным образом выделило государство, начинают работать рейтинги. Поэтому небольшим учебным заведениям становится сложно „тягаться“ с крупными. Выпускники оценивают ВУЗ по ряду критериев, большое значение имеет будущая зарплата: „А сколько я буду получать, когда закончу?“», — отметил проректор.
Комментарии читателей (1):