После ряда общественных слушаний и дебатов в прессе, в третий вариант законопроекта «Об образовании» включили ряд требований профсоюзов, однако впереди повторные обсуждения и рассмотрение документа Госдумой. Как заявила на пресс-конференции 10 августа директор института образования ВШЭ Ирина Абанкина, в проекте прописали гарантии по уровню заработной платы педагогических работников, закрепили обязательства по финансированию детских садов за субъектами, «узаконили» размеры студенческих стипендий и оставили выбор наименований учебных учреждений за школами и ВУЗами, передаёт корреспондент ИА REX.
«Третья версия серьёзно отличается от двух предыдущих. И мне кажется, что в ней, в первую очередь, отражены те принципиальные замечания, которые делались в ходе обсуждений», — отметила Абанкина.
Тем не менее, законопроект ждёт августовский педсовет и рассмотрение чиновниками, так что его ещё много раз можно изменить. Кроме того, ряд пунктов не содержит точных указаний о том, как и когда будут выполнены обязательства государства. 8 пункт 48 статьи проекта гласит, что всем педагогическим работникам гарантируется уровень оплаты труда не ниже, чем средний уровень платы по региону, где расположено образовательное учреждение. Плата гарантирована как учителям, так и преподавателям высших учебных заведений и сотрудникам детских садов. «Мы сейчас выступаем за то, чтобы в статье о гарантиях заработной платы педагогических работников были указаны конкретные сроки вывода этих позиций на уровень средней экономики. Статья-статьёй, но эта статья должна стать нормой или, по крайне мере, мероприятием на уровне правительства и обеспечена соответствующим финансированием», — заявила председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.
Также, профсоюзы требуют включить в документ гарантии учителям пенсионного возраста. На данный момент средний возраст российских педагогов составляет 65 лет и приход в школы молодых специалистов часто закрыт — нет вакансий. «Возникает вопрос, как обеспечить достойное пенсионное содержание нашим учителям, чтобы они спокойно выходили на пенсию? Эта позиция должна быть в законе. Ряд регионов идут на выплату не менее 20 тыс. рублей каждому уходящему на пенсию учителю, предлагают дальше должности наставников. Вот эти позиции должны быть отражены в федеральном законе», — заявила Иванова.
В соответствие с законопроектом, финансирование дошкольных учреждений впервые передают субъектам федерации, раньше данные функции выполняли муниципалитеты. «Муниципалитет будет отвечать только за содержание имущественного комплекса, предоставление образование. А сама образовательная услуга, учебные расходы, заработная плата учителям — это уже субъекты», — пояснила Абанкина.
Документ «увязал» стипендию студентам с уровнем прожиточного минимума конкретного региона и закрепил возможность перехода «платного» студента на бюджетное место при наличие свободных мест. Также, в законопроекте прописали право выбора вида учреждения самими организациями. То есть, названия «лицей», «университет» или «академия» оставят за школами и ВУЗами, а вот тип учреждения (например, дошкольное или общеобразовательное) «закрепят» сверху. «Российская академия театрального искусства очень беспокоились, что перестанет быть академией, а ведь это уже сложилось и многим пошли навстречу. Очень важно, что в законе сохранены позиции о специфике художественного, музыкального образования, спортивного. Это консенсус мнений, которые высказывались в процессе обсуждения», — заявила Абанкина.
Поступление в средние учебные учреждение будет общедоступным, то есть примут всех желающих выпускников, сдавших ЕГЭ. «Все, кто пришёл в среднее профессиональное образование должны быть зачислены, причём на бюджетные места. Это развёрнутая конституционная гарантия. До этого момента среднее образование подстраивалось под высшее, у нас было 34% тех, кто учился платно, но впервые пришедшие получат среднее образование бесплатно», — пояснила Абанкина.
Тем не менее, остаётся открытым вопрос о бесплатности и доступности образования в школах. Так, в законопроекте прописаны гарантии на получение бесплатного образования, однако многие продолжают сомневаться в данном пункте. Кроме того, пока не ясен итог обсуждений образовательных стандартов для старших классов и грядёт реформа в области ЕГЭ, когда экзамен могут разделить на 2 части: первый для тех, кто просто хочет получить аттестат или пойти в колледж, другой — для желающих поступать в ВУЗы. Не послужит ли это окончательным разделением образования по социальным классам, пока не ясно.
Комментарии читателей (0):