18 июля, в день, когда через поисковые системы можно было ознакомиться с сообщениями клиентов мобильного оператора «Мегафон» и узнать их номера, не произошло чего-то абсолютно нового. Об этом заявил председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ 1 августа в Москве в ходе пресс-конференции на тему «Утечка персональных данных через сайты компаний: как защитить потребителей», передаёт корреспондент ИА REX.
«Специалисты убеждены, что возможность несанкционированного доступа к информации, пересылаемой через сайты, существовала и раньше, но об этом не очень знали, а те, кто знал и попадал на чужую информацию при поиске в поисковиках, не считали это чем-то из ряда вон выходящим. Важно, что это явление противоправное, которое, если мы примем его за норму, подорвёт доверие к современным технологиям, и это не пойдёт нам на пользу. Впервые это произошло, когда персональные данные для абонентов „Мегафона“ стали доступны в поисковике. Пресса эту тему хорошо модерировала. Послышались голоса Интернет-деятелей: „Да ничего не произошло“. Событие вызвало беспокойство. Через несколько дней вскрылось, что это также проблема многих других организаций, которые обращаются к гражданам, и граждане откликаются, не имея понятия о том, что их данные могут оказаться где угодно и могут попасть к кому угодно. Союз потребителей России решил зафиксировать в суде противоправность таких действий. Мы подали иск против „Мегафона“. На 11 августа назначено предварительное заседание», — сообщил присутствующим Шелищ.
Также эксперт высказался об утечке информации со стороны некоторых фирм, занимающихся продажей авиабилетов и выразил опасение в связи с тем, что эти данные могут попасть в руки к преступникам: «Когда появилась информация об утечке заказов из магазинов по приобретению авиабилетов, мы подали иск в защиту неопределённого круга потребителей. Ответчики — те, чьи данные мы сумели найти. Увы, оказалось, что многие магазины не дают информацию о своём юридическом адресе, что противоречит закону. Мы направили запрос в Роскомнадзор, и надеемся получить ответ. Мы считаем, что поскольку иск нематериальный, то если их действия признают неправомерными, такие же действия, приведшие к утечке информации, будут противоправными, и это будет сигнал тем, кто предлагает услуги через Интернет: так делать нельзя. Вторая цель — облегчить всех тех, кто считает себя ущемлённым, и помочь им взыскать в судах моральный или материальный ущерб. Если компании будут осуждены, то пострадавшему гражданину в суде уже не надо будет ничего доказывать. Я надеюсь, что с магазинами по продаже авиабилетов такого больше не будет. Представьте, что преступники получают информацию о датах, когда семья улетает и возвращается, и в информации не только фамилии, но и адреса. Что касается SMS абонентам „Мегафона“, то я уже имел такие сигналы, что ревнивые мужья и жёны активно врезались в эту информацию в поисках их благоверных. Это всё плохо и разрушительно. Мы надеемся, что оперативная информация СМИ поможет навести в этой сфере порядок».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 02.08.11 Интернет-пространство требует регулировки: представитель мобильного оператора
- 02.08.11 Создание картелей назвали невыгодным для рынка сотовых операторов
- 02.08.11 Информация пользователя в соцсетях должна размещаться осторожно: мнение
- 02.08.11 Россиянам необходимо обеспечить защиту персональных данных: эксперт
Помимо этого, специалист выразил уверенность в своей правоте по поданным в суд актам: «Я не вижу ни одного законного основания, по которому действия могут не быть выиграны нами. Мы ведь ссылаемся на три нормы законодательства: 23-24 статьи Конституции и закон защиты прав потребителей — об услуге надлежащего качества. Законодательство не диктует судье, в каком размере компенсировать моральный вред. Мы знаем, что моральный вред могли оценивать миллионами долларов, что, по моему мнению, перебор. В Штатах ограничили размер морального вреда. У нас наши суды назначают сумму обычно в пределах 3-5 тысяч рублей. Мне кажется, невозможно ограничение финансового возмещения морального вреда. Информация о том, с кем и сколько разговариваем — это полная информация о человеке. В этом информационном обществе есть риски. Их можно ограничивать».
Отвечая на вопрос корреспондента ИА REX касательно возможного «чёрного» пиара со стороны конкурентов, Шелищ подчеркнул, что это не поменяет самого факта нарушения прав потребителей: «Может быть, это и пиар, и это произошло спонтанно, но это не меняет правового смысла для тех, кто пострадал и тех, кто может пострадать. Это ведь вина не конкурентов Мегафона, а уж если его поймали конкуренты, то надо, чтобы это послужило общему благу. Уже много лет, к слову, привожу статистику: появляется в регионе дополнительный оператор, и тарифы сразу падают. А в Москву других не пускают других операторов».
Комментируя корреспонденту ИА REX мнения экспертов о возможности заговора трёх крупнейших российских операторов мобильной связи на территории Москвы и создания картеля с целью оттеснения более мелких конкурентов, специалист заметил, что России необходим подход США в этом вопросе: «Мне бы хотелось, чтобы у нас стало, как в Штатах. Я изучал их борьбу с конкуренцией. Для них картельные соглашения — на уровне наркотрафика: они используют прослушку и внедрение агентов. Они убеждены, что картели разрушают экономику. У нас нет нормального конкурентного рынка. Вопрос о выделении частот и рабочих официально решает не тройка. Но есть, конечно, лоббирование, и нет внятных разъяснений касательно этой сферы».
Напомним, 18 июля в интернет поступила информация об SMS владельцев мобильной сети «Мегафон» - через поисковые системы можно было попасть на тысячи SMS-сообщений, переданных через сайт мобильного оператора. Вместе с содержанием SMS также можно было узнать номер телефона владельца SMS. Спустя несколько часов информация исчезлf из поисковых систем. Сеть «Мегафон» уже принесла официальные извинения клиентам.
Комментарии читателей (0):