Если на протяжении 2010 года и частично 2011 года в России и произошла какая-либо стабилизация, то это не является заслугой президента Дмитрия Медведева и его реформ. Такое мнение выразил руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов в комментарии корреспонденту ИА REX. «На мой взгляд, очень сложно говорить о каких-то реальных реформах, и всё, что делалось — это дальнейшее развитие неолиберальных реформ, которые до этого, в период Владимира Путина, были заморожены. Более того, российские власти до кризиса считали, что проводить какие-то непопулярные реформы — вроде реформы системы образования — не стоит, потому что это может вызвать негативную реакцию общества, и, в принципе, каких-то серьёзных финансовых мотивов нет, поскольку экономическая ситуация хорошая, конъюнктура тоже хорошая, и зачем пилить сук, на котором сидишь. После того, как в 2008 году произошло падение на рынках, и мировая экономика вползла в период нестабильности и потрясений, Дмитрий Медведев становится президентом, ведь он — президент кризиса, точно так же, как президент США Барак Обама — это президент кризиса, которого в шутку уже называют «президентом чёрного времени», — выразил уверенность эксперт.
Вместе с этим, специалист заметил, что, несмотря на заявленное единство тандема, вокруг Медведева и Путина концентрируются различно настроенные люди: «Дело в том, что Медведев — это ключевая фигура, и вокруг него концентрируются все радикально настроенные неолиберальные чиновники, в то время, как партия осторожных блокируется с Путиным и объединяется вокруг него. Медведев и его окружение как раз настроены на то, чтобы провести радикальные неолиберальные реформы, которые тесно связаны с изменением ситуации на мировом рынке, поскольку как только в России замедлился экономический рост, а затем и застой, потому что то, что сегодня происходит, это, в лучшем случае, восстановление после серьёзного обвала 2008-2009 годов, причём восстановление преимущественно экспортное, и вот в этой ситуации встаёт вопрос о реформе системы образования: хотя бы просто её разрушить, потому что внутренние сектора в значительной мере потеряли своё значение за время кризиса, в то время как экспорт и его значение увеличилось. Мы видим, как российская сфера строительства и производства потребительских товаров за период кризиса получили много ударов, от которых даже сейчас они не могут оправиться. А вот сфера экспорта сырья, напротив, с начала мировой финансовой стабилизации в 2009 году улучшила свои позиции».
Помимо этого, Колташов заявил о том, что вступление России в ВТО нанесёт мощный экономический удар по внутреннему рынку: «У чиновников и представителей крупного сырьевого бизнеса сложилась следующая картина: „Зачем заниматься внутренним рынком? Зачем тратить эти деньги на образование? Зачем тратить деньги на медицину? Это — лишние траты“. Это траты именно потому, что перспективы российского внутреннего рынка как минимум туманны, а вот то, что нас ждёт на мировом рынке — это самое главное. И отсюда, кстати, особое рвение по вступлению в ВТО, что тоже связано с Медведевым. Осознание удара по внутреннему рынку в результате вступления России в ВТО помогает сторонникам как самой ВТО, так и либеральных реформ, которые группируются вокруг президента, не особо переживать по поводу того, что они разрушают систему образования и медицины».
Напомним, ранее политолог Алексей Мухин связал неудачи либеральных реформ Дмитрия Медведева с их блокировкой со стороны «Единой России». «Дмитрий Медведев не особенно занимался экономикой в последнее время, и с точки зрения политики он тоже не преуспел, потому что большинство его инициатив, связанных с либерализацией пассивного политического пространства, оказались, мягко говоря, безуспешными, благодаря тому, что депутатский корпус в лице „Единой России“ успешно блокировал любые попытки это самое пространство либерализовать», — заявил Мухин. Эксперт также отметил тот факт, что от Медведева всё ещё можно ожидать сюрпризов.
Комментарии читателей (0):