Обе транспортные стратегии, разработанные Минтрансом, не оправдали себя, и все планы по развитию транспорта остались «на бумаге». Такое мнение выразил руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов 15 июля в Москве в ходе пресс-конференции на тему «Транспорт России: застой и деградация», передаёт корреспондент ИА REX. «90-е годы стали коллапсом для российской транспортной системы, однако в первой половине 2000-х транспорт стал восстанавливаться. Но уже в 2004-2005 гг. экономический подъём поставил вопрос о развитии экономической системы. Игорь Левитин оценивался прессой положительно, и затем Россия увидела две транспортных стратегии, и обе они были чрезвычайно оптимистичны. Однако была маленькая проблема: эти обе стратегии являются художественными произведениями в жанре фантастики, потому что мы реально можем оценивать ситуацию в транспортной системе. Все красивые слова о транспортной сети, сокращении выбросов и многом другом – не более чем красивая сказка. Дороги требуют ремонта каждый год, и плохо сделанная работа является источником прибыли, а для государства и граждан – источником затрат. Средняя цена километра дорог – 13 млн долларов, однако цена растёт. Нет уверенности в том, что произойдут качественные улучшения», - уверен специалист.
Также Колташов оценил всю транспортную систему России, заявив о том, что она по своей сути является неолиберальной: «Всё автостроительство достигло своего пика в 2008 г., однако тут его объёмы были достаточно скромными. Важным моментом состояния транспортной системы является износ, и в целом транспортная система продолжала деградировать, несмотря на то, что экономический подъём до кризиса ставил вопросы о модернизации транспорта. Если транспорт является рынком, где действуют различные схемы, а государство выступает поощрителем этой политики, то это становится проблемой для всей российской экономики. Дорогой низкокачественный и деградирующий транспорт создаёт нагрузку и создаёт давление на сектор. У нас расходы топлива больше на 30%, чем в Европе. С кризисом сократились расходы. Для Минтранса это не стало поводом к анализу, а привело к сокращению средств на транспорт. С началом экономического кризиса Минтранс пошёл на поиск оптимистической статистики, которой оказалась статистика расходов. Россия остаётся в том же транспортном болоте. Строительство автодорог всегда было антикризисной мерой, и все решения не были найдены. В общественном транспорте сокращается число граждан, пользующихся автобусами, и удар автобусному парку был нанесён в 2000-х, когда на него был возложен льготный вопрос. Другая область – железные дороги, и здесь те же самые процессы, где существуют частные институты. За последние годы, когда после появления стратегии должен расти железнодорожный транспорт, произошло сокращение. В морском транспорте регресс налицо: корабли уплывают под иностранные флаги. В России не развивается производство корабельного оборудования. При этом Минтранс мог бы попытаться изменить эту систему. Российская авиация может быть названа единственной сферой, которая как-то более-менее развивается, однако авиационной промышленности от этого не легче».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как ранее сообщало ИА REX, директор ИГСО Борис Кагарлицкий выразил уверенность в том, что проблемы, существующие в транспортной сфере, необходимо решать комплексным путём. «России необходима интегрированная программа модернизации систем», - подчеркнул Кагарлицкий, добавив при этом, что уже существующая система транспортного развития не является эффективной. «Даже при определённом росте мы видим качественное ухудшение системы», - уверен специалист.
Комментарии читателей (0):