Повод для увольнения или донос: эксперты о новом скандале в сети

1 июля 2011  13:59 Отправить по email
Печать

Политический обозреватель Николай Троицкий уволен из информационного агентства за высказывания против гомосексуализма в личном блоге. Эксперты ИА REX прокомментировали ситуацию и ответили на вопросы, правильно ли поступила администрация одного из ведущих информационных агентств, и какова международная практика в таких случаях.

Кирилл Панкратов доктор философии (США):

Я не юрист, поэтому оцениваю всё просто с позиций «здравого смысла». Если бы Троицкий высказывался о геях в сатирическом тоне — это не повод для увольнения. Здесь же явная ненависть и желание насилия — это уже совсем другое дело. Сама по себе гомофобия, конечно, не должна быть преступлением, и если бы его уволили просто за отрицательное отношение к гомосексуализму, это было бы примером отвратительной «охоты на ведьм». Но публично выраженная агрессивная позиция не совместима с работой в мейнстримном информационном агентстве.

Тут два вопроса, о которых можно спорить. Во-первых, является это призывом к насилию и разжиганием ненависти к определённой социальной группе? Можно лукавить что «это образное высказывание, и вообще, таких бомб не бывает», но ненависть и желание насилия здесь явно присутствует, эта ступень пройдена. Во-вторых, «это личный блог, а не рабочая статья». В данном случае разделение очень условно: журналист — публичное лицо, и слова — его профессия. Большинство читателей в курсе, что колумнист Троицкий и блоггер _kutuzov — одно лицо, во всяком случае, нет никаких попыток скрыть эту информацию или как-то разделить эти образы. Скажем, если некто Вася Пупкин работал бы системным администратором в банке и при этом вёл гомофобский блог, в котором никак не упоминалось бы его настоящее имя и место работы, увольнение его из банка за гомофобию вряд ли было бы оправдано (если его высказывания не подпадают под уголовную статью). В случае Троицкого это не работает.

Анна Шапиро — аспирантка центра российско-евразийских исследований им. Дэвиса, Гарвардского университета (США):

По-моему, администрация агентства права. Когда человек тесно связан с какой-то публичной организацией, он должен понимать, что он всё время является выразителем мнения этой организации, особенно в интернете, который уже в каком-то смысле тесное сообщество. Не может существовать «персонального блога», когда его автор знаменитый журналист, который открыто пишет для читателей, которые знают, что он принадлежит к известному изданию. В Америке открытая гомофобия недопустима. Никто у нас не может уйти от ответственности за опубликование таких слов.

Даниэль Штайсслингер — журналист и переводчик (Израиль):

Трудно однозначно оценить правоту или неправоту администрации издания. С одной стороны, известный журналист — это как бы лицо издания, с другой — это частное мнение, к работе не относящееся.

Скорее всего, во всех странах мира публичное лицо имеет неприятности за высказывания, идущие поперёк «генеральной линии», какой бы она ни была.

Юрий Шимановский — писатель и программист (США):

Скорее всего, администрация права. Если я правильно понял смысл сообщения, дело не в гомофобии. Там идёт косвенный призыв к убийству людей. «Как было бы хорошо, если бы кто-то помог им сдохнуть» — то есть одобряется физическое насилие. Это совершенно недопустимо. Я думаю, если бы он просто написал, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации ему не нравятся, ничего бы не случилось. Конечно, публичному человеку труднее писать в блог. Поэтому лучше это делать под псевдонимом. Ну, или тщательно «фильтровать базар».

В Америке могут уволить и за меньшее. Недавно уволили тележурналиста за то, что он сказал, что на американском телевидении руководят евреи. Он, заметим, никого не призывал убивать и вообще личного отношения не показал. Он просто сказал довольно очевидную вещь. Ничего нового он не сообщил. Несколько лет назад уволили журналиста, который поднял тему того, что Буш в молодости уклонялся от армии. Человек, кстати, проработал 20 лет на CBS. Где он теперь — не знаю. Может, в лесу лежит без головы, как Гонгадзе.

Михаэль Дорфман — публицист и издатель (США):

Это внутреннее дело агентства — разбор поведения и высказываний своих сотрудников вне рабочего места. Я полагаю, они получили консультацию от своего юриста.

С общественной точки зрения, совершенно неважно, ругал ли Троицкий ЛГБТ в своем блоге или, скажем, громко выражался в ресторане. Выражение вражды и ненависти к различным группам населения не должны приветствоваться.

Это как с курением. Ещё недавно курили повсеместно, а теперь курильщиков отовсюду гоняют. РИАН позиционирует себя в мире, как ведущее российское новостное агентство, и им не стоит допускать гомофобии, как не стоит допускать курения или распития алкогольных напитков своих сотрудников на публике.

Кстати, если читатели смотрели старые голливудские фильмы, то еще в 60-х годах принято показывать, как люди приходили в офис и им сходу предлагали рюмочку виски. Сегодня это тоже неприемлемо.

В США сейчас трудно себе представить, чтобы кто-то после таких заявлений оставался бы на работе в мейнстриме. Аналогичные вопросы здесь могут возникнуть по поводу исламофобов. Недавно был уволен аналитик Национального общественного радио (либерального) Хуан Вильямс. Он заявил в интервью на Фокс-ньюз (правом), что хотя он не расист (он сам афроамериканец и автор книг о движении за гражданские права 1960-х), однако когда он садится в самолёт, и видит людей, одетых в мусульманскую традиционную одежду, то думает, что если они хотят идентифицировать себя мусульманами, то он начинает бояться и волноваться. Вильямса тут же взяли на работу в Фокс-ньюз.

Может и Троицкого возьмут на работу в какое-нибудь более традиционное место. Я знавал редактора мусульманской газеты из Поволжья, который высказывал мысли, аналогичные Троицкому. Кстати, выражения вражды и ненависти к различным группам людей, по признаку их пола и сексуальной ориентации запрещено в Живом Журнале. Указанная как источник ссылка ставит её автора и его журнал в сомнительное положение.

Сергей Сибиряков — координатор международной экспертной группы ИА REX:

В процессе изучения обсуждаемой темы в блогосфере я обнаружил интересный факт. Человек, целенаправленно добивавшийся увольнения Троицкого (блогер vrode-nichego), также является журналистом и работает в госинформагентстве. А незадолго до этого у себя в блоге он также как Троицкий, эмоционально выражал желание уничтожения гомосексуалистов, которые ему лично эстетически неприятны.

Этот человек использовал донос для наказания своего коллеги за те же самые действия, которые он сам для себя считает вполне допустимыми. Это мне напомнило эпизод из «Поднятой целины» Михаила Шолохова. Там соседи писали друг на друга доносы из-за каждого пустяка в НКВД. Полсела оказалось в лагерях из-за мелких бытовых разборок.

«Один про одного доказывают да всякие доносы делают. Лишь бы ему, сукиному сыну, жить, а там хучь в поле и полын-травушка не расти. Скудные времена!».

Неужели это станет мэйнстримом нового поколения любителей доносов?

Напомним, что в блогосфере и СМИ широко обсуждается скандал вокруг увольнения журналиста, политического обозревателя РИА «Новости» Николая Троицкого, известного пользователям Живого журнала также как блогер _kutuzov, за «гомофобные» высказывания у себя в блоге.

Блогер vrode-nichego написал, что Троицкий допустил ряд высказываний, «в которых прозвучали призывы к физическому уничтожению представителей секс-меньшинств посредством „специальной бомбы“», и сообщил, что «от лица блогеров было отправлено письмо в адрес главного редактора РИА Новости Светланы Миронюк с просьбой дать адекватную оценку высказываний г-на Троицкого».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (12):

Алекс
Карма: 124
01.07.2011 15:04, #626
Интересно, Саркози уволят с работы за призыв убить Каддафи?
jullap
Карма: 5
01.07.2011 16:31, #628
отлично. думаю очень скоро все начнут воспринимать гомосексуалистов спокойно. и так и правильно.
В америке тоже перелом быстро произошел. Каких-то 20 лет прошло, а какая разница!!! От ненависти и убийств гомосексуалистов к разрешению однополых браков.

"нормальные мужики" а чего вы боитесь то?? боитесь вдруг открыть в себе что-то такое? а если это будет открыто вокруг, то и себе запрешать непридется? а иначе какая вам разница, есть геи в россии или нет. Тем более что геи в россии есть уже давным давно.

Каким образом геи ставят под угрозу существование человечества? многие геи хотят и заводят детей. Семьи которые не хотят рожать детей ставят человечество под угрозу? может такие семьи нужно истреблять.

Да так и будет продолжаться, можете начинать задумываться. Уже давно пора вооб
Владимир
Карма: 15
02.07.2011 10:46, #632
Радует! Ох, как радует, что ваш информ-ресурс, наконец, обратился к столь животрепещущей теме, как “судьбы гомосексуализма в России в контексте демо-свобод”, а также, всё то же, но плюс к тому “о бесчеловечных призывах, доносительстве и свободе слова”!
Радует – слез сдержать не могу!
Удивляет, однако, некоторая эклектичность взглядов призванных экспертов. (Кстати, не расскажете, кто этих экспертов экспертами назвал? Или они самовыдвиженцы?)
Насчет эклектики – это я к тому, что вот у вас тут гомики – это социальная группа. И надо широко дебатировать вопросы вроде:
1) хорошо ли относиться к ним плохо?
2) может ли относится к ним плохо известный работник уважаемой (кем уважаемой?) организации?
Владимир
Карма: 15
02.07.2011 10:56, #633
3) высказывал или не высказывал этот работник человеконенавистнические взгляды или только пользовался свободой слова?
4) может ли уважаемая организация наказывать своего работника за такую свободу?
5) А не было ли тут доноса?

А вот я – курец, – это вестимо дело маргинал, а не социальная группа и правильно делают все уважаемые и не очень уважаемые организации, вроде вашего “парламента” и органов, с позволения сказать, самоуправления, когда принимают акты и программы ограничивающие мою свободу курить. К слову сказать, НЕ ВЛОЖИВ НИ КОПЕЙКИ в дело моего и моих близких здравоохранения!
Правильно! Я ведь не социальная группа. Так, просто, слесарь-одиночка без мотора… На хрен мне свободы? Раз вы все решили, что мне вредно – сижу и помалкиваю. Доктор сказал в морг – значит в морг!!!
Владимир
Карма: 15
02.07.2011 11:07, #634
Ах, вы, дорогие мои, пикейные жилеты! Как милы моему сердцу (слуху, уму – нужное зачеркнуть) ваши блестящие реминисценции и непринужденное цитирование классиков!!!
Вот, тут у вас, некто Сергей Сибиряков Шолохова помянул:
“ Это мне напомнило эпизод из «Поднятой целины» Михаила Шолохова. Там соседи писали друг на друга доносы из-за каждого пустяка в НКВД. Полсела оказалось в лагерях из-за мелких бытовых разборок” – это цитата, извините за выражение из Серебрякова.
А это – «Один про одного доказывают да всякие доносы делают. Лишь бы ему, сукиному сыну, жить, а там хучь в поле и полын-травушка не расти. Скудные времена!», – цитата из Шолохова, которая (цитата) по мнению грамотея и книгочея Сережи должна доказывать, что признанный мэтр с Сережей во всем согласен!
Владимир
Карма: 15
02.07.2011 11:22, #635
Поразил меня Сережа в самое сердце.
Не припомню я такого (“Там соседи писали друг на друга доносы из-за каждого пустяка в НКВД. Полсела оказалось в лагерях”) у мэтра и нобелевского лауреата. Ну, не припомню!
Слава богу, есть интернет, есть операция поиска – можно, можно побыстрому разобраться и ясность внести, память освежить…
Лезу, ищу – и что же? Мэтр (Шолохов) с Сережей (метр двадцать), оказывается согласен не во всем! И даже более того!
Слово “лагерь” во всей бессмертной повести значится 1 (один) раз. Его произносит патентованный убийца Половцев. Все.
Слово “тюрьма” значится 4 (четыре) раза. Во всех случаях – в разговорах Половцева с пьянчугой развратником и тоже убийцей Лятьевским.
Владимир
Карма: 15
02.07.2011 11:39, #636
Слово “донос” во всех вариантах написания встречается в повести 2 (два!) раза:
“ Доносить идешь, Июда? Проданный? А ежели сказать, что ты в карательном, с калмыками...” – это каратель Лапшинов говорит Хопрову перед тем, как Половцев топором зарубит Хопрова и задушит его жену. Как бендеровец.
А второй раз – именно в цитируемом Сережей Серебряковым контексте.
Только цитата у Сереженьки не полная, вырванная из контекста:
ТОЛЬКО! Только цитата у Сереженьки не полная, вырванная из контекста цитатка.
Владимир
Карма: 15
02.07.2011 11:42, #637
А вот полный текст:
“с великой досадой и огорчением думал (это Яков Лукич думал): "Напророчил дождя, черт щербатый! Взойдет кубанка! Скажи, как все одно и бог за эту окаянную власть! То, бывало, все неурожаи да недороды, а то с двадцать первого года прямо-таки ломучие хлеба! Вся природность стоит за Советскую власть, этак когда же дождешься износу ей? Нет, ежели союзники не пособют пихнуть коммунистов, сами мы ни хрена ничего не сделаем. Никакие половцевы не устоят, какого бы ума они ни были. Сила солому ломит, куда же супротив силы попрешь? А ишо народ проклятый, вредный пошел... Один про одного доказывают да всякие доносы делают. Лишь бы ему, сукиному сыну, жить, а там хучь в поле и полын-травушка не расти. Скудные времена! ..."
Владимир
Карма: 15
02.07.2011 11:56, #638
И где, я вас спрашиваю доносы? И где пол-села в лагерях по бытовухе? И шо ето за черный пияр такой?
Это что же, как нынешние Шолохова не читают, так им любую туфту впарить можно про проклятый (ну, чисто бесовский!) советский режим? Или Сереженька свет-Сибиряков сам Шолохова не читал? Тады, дАрАгой, “Послушайте Ляпсус, почему это вы считаете, что домкрат – это нечто, способное стремительно падать?”
Ты ври-ври, да не завирайся, мил человек!
К слову сказать, аббревиатура “НКВД” в “Поднятой целине” вообще не встречается! И не мудрено, так как в описываемый в повести период карающий меч революции назывался иначе!
Владимир
Карма: 15
02.07.2011 12:08, #639
Черт с вами – не буду задавать вопросы, вроде,
- а на этом “ресурсе” материальчики хоть кто-то редактирует?
- ну хоть на предмет элементарной грамотности?
- а может и редактор с Шолоховым по наслышке знаком?
Опять спрошу, так где доносы-то у Шолохова?
Это художественный руководитель Большого Театра господин Григорович (гусь свинье не товарищ) на Лиепу доносы в ЦК писал. Кстати, не под пыткой писал, по зову, так сказать совести или выгоды.
Легко поверю, что и этот ваш “ vrode-nichego” тоже донос строчил, но уже не в ЦК и не ручкой по бумаге, а новомодным образом и всему, вроде, миру.
Н-да! Донос – давняя особенность человецев. И естественное отправление организма настоящего русского интеллигента. При чем тут НКВД?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть