Накануне выборов чиновникам не нужны скандалы, связанные с недовольством общества ликвидацией школ надомного обучения, рассказал корреспонденту ИА REX председателя Комитета Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Для того, чтобы решить проблему без крупных потерь с обеих сторон, москвичам необходимо объединиться и защищать свои интересы «используя правовые методы».
Добровольно-принудительная форма рекомендаций о слиянии — нормальная практика для текущей ситуации в области столичного образования и схемы слияния 2 образовательных учреждений при формальном согласии дирекции, родителей и педагогического коллектива достаточно распространены. «Единственное, не понятно для чего всё это происходит и какова цель? Если в результате слияния появляется некий новый образовательный центр с новыми функциями, новыми потребительскими свойствами, новыми качествами, услугами и это несёт благо для детей, которые там обучаются — одно дело. Но на практике никто не смог пока доказать, за редким исключением, необходимости и целесообразности таких преобразований. Более того, на поверку оказывается, что родители не в курсе данных вопросов, а если были бы в курсе, то были бы против и начинаются скандалы», — рассказал Панин.
Причём зачастую выходит, что в случае непродуманного нововведения или при должной огласке чиновникам трудно «выпутаться» из сложившейся ситуации, а учебные учреждения оказываются в подвешенном состоянии. Примером может служить провалившееся преобразование Московского техникума космического энергомашиностроения, слияние которого «не срослось», а лицензии и аккредитация закончились ещё в феврале 2011 года: «Родители выступили против, педагогический коллектив против. В результате директор уволен, а Департамент пытается выйти из сложившейся ситуации, во многом благодаря нашим усилиям и вмешательству, но дальнейшие действия ничего хорошего не предвещают». Или ситуация с объединением школ №1162 и №504. Вопрос о слиянии школ обсуждают больше года, причём все предварительные преобразования делались «в добровольно-принудительном порядке»: «Родители благодаря своей настойчивости смогли пока «застабилизировать» ситуацию до каких-то дальнейших разбирательств, но до сентября школа будет находиться в «подвешенном состоянии».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Боюсь, что в том случае, о котором мы сейчас говорим, всё будет двигаться примерно в этом же направлении. Если продолжиться давлении со стороны Департамента образования и отдельных его представителей на директоров образовательных центров надомного обучения, то это может вызвать серьёзную негативную реакцию общества, а накануне выборов оно никому не нужно. Не стал бы я на месте чиновников занимать такую позицию», — отметил Панин.
Чтобы предотвратить развитие ситуации по негативному сценарию, глава Комитета порекомендовал родителям учеников школ надомного обучения выступить единым фронтом и использовать все доступные правовые средства: обжаловать решение о слиянии, провести общее собрание, зафиксировать резолюцию в протокольной форме и направить в Департамент образования города Москвы, обратиться в общественные правозащитные организации. «То есть любое активное действие по решению данного вопроса должно основываться на каких-то документах, каких-то материалах. Любые устные заверения об оказываемом давлении должны быть чем-то подкреплены. Ведь доказать это практически не возможно, сложно, а я уверен, что при малейших проблемах чиновники от своих слов откажутся. Надо уметь отстаивать свои права и защищать свои интересы, используя правовые методы, какие-то доступные ресурсы: СМИ, правозащитные организации, возможность обратиться напрямую к руководителю конкретного органа управления и так далее. На мой взгляд это наиболее правильный путь и он приводит к конкретному результату, если двигаться поступательно, последовательно и уверенно», — заявил он.
То же касается и отсутствия письменных доказательств в сохранении текущего учебного плана в случае слияния надомного обучения с ГОУ ЦО «Технологии обучения». «Это недоработка Департамента образования, конкретных лиц, которые должны проводить разъяснительную работу с обучающимися, родителями. К сожалению, это направление сейчас очень сильно хромает. Но в любом случае на письменный запрос должен быть получен письменный ответ. Если его не было — нужно разобраться почему и в чём причина. Может быть письмо где-то затерялось или это нежелание кого-то отвечать прямо на поставленный вопрос.
Пусть обращаются в наш комитет, мы совместно с Департаментом образования будем искать какой-то компромисс для того, чтобы все участники процесса остались защищены, чтобы их интересы были максимально учтены и никоим образом не нарушалось право гражданина на получение качественного образования», — резюмировал эксперт.
Напомним, что в начале апреля в окружные управления образования города Москвы поступили письма с рекомендацией о слиянии школ надомного обучения с ГОУ ЦО «Технологии образования». По словам родителей, рекомендация носила практически безальтернативный характер. Кроме того, родителям не было дано ни одного письменного подтверждения сохранения текущего учебного плана и по примеру подобного слияния в Калинградской области, у них основания полагать, что учебный план сократят втрое, а детей переведут на частично дистанционное обучение.
Комментарии читателей (0):