В текущем варианте новый законопроект «Об оптовых сельскохозяйственных рынках», который 15 июня рассмотрели на заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам, учитывает не столько интересы сельхозпроизводителей, сколько лобби органов местного самоуправления, рассказал корреспонденту ИА REX председатель Общероссийской общественной организации «Сельская Россия» Сергей Шугаев. И хотя в целом проект воспринят аграриями позитивно, в нём существует ряд существенных недочётов, которые могут привести к развитию коррупции в отрасли.
«Этот закон про то, как человек может на своём земельном участке организовать оптовый продовольственный сельскохозяйственный рынок. Достаточно чётко описана процедура, как и какие документы нужно собрать, куда пойти и так далее. Повлияет ли это на сельхозпроизводителя? Я думаю, повлияет. Потому что если этот документ будет воспринят, как „устаканивание“ правил таких рынков, соответственно, этих рынков будет больше, конкуренция выше, и фермеры, может быть, смогут туда свои товары предоставлять. Закон положительный, но он напрямую не про сельское хозяйство, а про людей, которые хотят эти рынки организовать, про управляющие компании, то есть он им помогает», — отметил Шугаев.
Главный «недочёт» законопроекта скрыт в предложенной системе организации рынков и выдачи соответствующих разрешений. Пункт 4 статьи 9 проекта гласит, что оптовый рынок может быть организован юридическим лицом на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен рынок. Документ необходимо оформить до открытия, уплатив соответствующую пошлину, с чем не согласны в «Сельской России». «Я на 100% против любой разрешительной системы, против любой системы лицензирования, которая связана с требованием, предъявляемым к юридическим лицам до открытия самих рынков. Человек ещё бизнес не начал, а уже должен платить. Кроме того, от него будут требовать досконального выполнения требований, которые во многом досконально исполнены быть не могут в связи с местоположением участка, площади участка, либо ещё какими-то не зависящими от собственника участка условиями. То есть в данном случае этот закон сразу однозначно предусматривает коррупционную составляющую деятельности этих рынков», — рассказал глава организации.
По мнению фермеров, закон должен чётко прописывать требования к рынкам, но устанавливать «уведомительный» порядок их открытия без получения разрешения. Одновременно аграрии предлагают ужесточить штрафы за несоблюдения предписаний, однако контролировать их выполнение необходимо только в случае получения жалобы от местных жителей. «Тогда у человека возникает экономический мотив полностью соблюсти все требования. А сейчас на основании этого закона у него стимул сделать всё „через одно место“, пойти заплатить взятку за разрешение (она будет меньше, чем штрафы) и потом свободно торговать, игнорируя жалобы покупателей, соседей, предприятий и так далее. Надо бы эту систему сделать наоборот, чтобы не чиновник ходил туда проверять». «Это должно делаться для людей, а не для государства, когда чиновник может ходить и всех запросто „тягать“ за нарушения, вымогать деньги. Но, конечно, думаю, что государство на это сегодня не пойдёт, потому что все лоббирующие такие акты силы (а понятно, что этот закон составляли не фермеры), учитывают интересы в том числе и местного самоуправления, только не государственные, а криминальные. Этот закон поддержит любой местный глава, потому что он будет выдавать новые разрешение, ставить под ним подпись и получать за это деньги», — рассказал Шугаев.
Комментарии читателей (0):