Серьёзный недостаток федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заключается в том, что реставрация, являющаяся творческим процессом, поставлена им в один ряд с обычными строительными работами. Об этом заявила учёный секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика 15 июня на пресс-конференции «Федеральный закон № 94 о госзакупках и деградация реставрационной отрасли России», передаёт корреспондент ИА REX.
«Основным критерием при финансировании является вопрос цены, а уже потом идут остальные критерии. Мы имеем творческую работу, такую же, как и научную работу в другой отрасли. В настоящее время мы имеем кризис в реставрационной области, потому что побеждают реставрационные фирмы, дающие низкое качество услуг. Мы считаем невозможным проведение реставрационных работ по конкурсу и требуем изменения закона», — заявила Заика.
По её словам, упомянутый закон «был создан в 2005 году для конкретных работ, к которым никак не относится реставрация». «Этот перечень работ в законе можно назвать строительством, и в законе всё это очень близко стоит. Хотелось бы развести строительство и реставрацию. Пора заканчивать продавать наши памятники „однодневкам“ и структурам, специализирующимся на победах в конкурсах. Объединяться нужно, и нужно также поговорить с президентом о том, что невозможно работать в рамках 94-го ФЗ», — сказала представитель Союза архиекторов.
В свою очередь директор межобластного научно-реставрационного художественного управления Сергей Филатов отметил, что после принятия закона № 94 стало высказываться всё больше претензий к результатам реставрации. «Конкурсы устраиваются ежегодно на одни и те же памятники. Для того, чтобы выиграть конкурс, надо сделать тендерное снижение, но смета высчитана. Если цена снижается, то какие-то виды работ не выполняются, и качество снижается. Реставрация — работа творческая. Исполнитель должен отвечать за свой конечный результат. Кроме того, создаётся ощущение, что существуют фирмы, только и ориентированные на выигрыш в реставрации. До 2005 года, то есть до введения этого 94-го федерального закона, мы нормально работали, и реставрация спокойно развивалась. Теперь у нас существуют претензии. Реставрация не должна подчиняться 94-му закону», — заявил Филатов.
Завотделом древнерусского искусства Государственного института естествознания Лев Лифшиц, выступая на пресс-конференции, заявил о необходимости постоянно поддерживать первозданное состояние памятников, а не проводить их разовые реставрации. «Мы обсуждаем проблему острую и актуальную, и здесь надо характеризовать документ в целом. Он, видимо, создавался для работ типовых — транспортных, строительства жилья, и прочего. Реставрация — область уникальной деятельности, которая работает на переднем крае. Очевидно, что реставрация — это многофазовая деятельность. Если углубиться в текст 94-го закона, то там возникает масса вопросов, на которые нельзя получить ответа. Кто оценивает? Кто принимает решения?» — отметил Лифшиц.
«Результаты трагические даже тогда, когда в работах принимают участие реставраторы со стажем. Ведь им предлагается работать на вырванной из контекста фазе. Люди получают деньги, и за 4 месяца работы по объекту, которая требует работы на 2 года, идёт разрушение памятника. Памятники хронические, они „болеют“ и должны поддерживаться. Но у нас вся психология и политика направлена на то, что мы создадим что-то, что будет стоять веками», — сказал он.
Архитектор-реставратор Александр Попов привёл пример негативной трактовки упомянутого закона: «Есть город Белозерск, которому в 2012 году исполняется 1150 лет, и губернатор обратился к президенту с просьбой провести реставрацию города. Президент выделил средства. Церковь Ильи Пророка в плохом состоянии, и её должны были реставрировать. 3 февраля в город приезжает фирма, которая проводит консалтинг-торги. Чтобы провести реставрационные работы, надо сделать один конкурс на два года, поскольку объём большой. Лес заготавливать можно только 3 месяца в году. Со мной согласились. Но за эти деньги и сроки и в существующих условиях сделать ничего нельзя. Разрешение даётся на 4 месяца, то есть в конце года его закрывают. Согласно договору, если фирма не выполняет объём работ, она выплачивает неустойку. Прекращается разрешение — то есть приезжает региональная охрана памятников, прокуратура и иже с ними, и говорят, что акты подписаны, а работа не сделана, и открывается уголовное дело. Но у компании нет возможности выполнить объём работ полностью. Сначала составляются сметы по расценкам 20-х годов, затем проводятся экспертизы, а затем устраивается конкурс. Когда началось лицензирование и конкурсы, всё это было очень неплохой мыслью, но затем это всё ушло в песок».
Напомним, введённый в 2005 году федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был призван сократить и вывести коррупцию из сферы реставрации. Однако, по мнению многих экспертов, документ, согласно которому действие лицензии не должно превышать один год, только усилил уровень коррупции в этой области.
Комментарии читателей (0):