Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Россия) Григорий Трофимчук уверен, что началась психологическая подготовка к тому, чтобы «выдавить» Россию из Приднестровья, поэтому теперь «каждое лыко будет ставиться в строку». Конечная цель, по его мнению, вывод российской военной базы с приднестровской территории. Об этом он заявил корреспонденту ИА REX, комментируя скандальное заявление американского сенатора и бывшего кандидата на пост президента США Джона Маккейна в Кишинёве о том, что проблему Приднестровья лучше решать без войск России.
«Москва, как это часто бывает, сама подставляется по мелочам, которые не имеют никакого практического значения, но которые дают ее оппонентам прекрасный повод выдвинуть политическую претензию в адрес РФ. Имеются в виду такие, например, фразы как „министр иностранных дел Приднестровья“ (как и „на Украине“, а не „в Украине“, в том, что касается соседнего государства). Пустым патриотическим пафосом сторонники Москвы подставляют не только себя, но и пророссийскую перспективу как таковую. В конечном итоге такие „мелочи“ складываются в целый пакет, и количество автоматически переходит в качество. Заметим, что США действуют тактически грамотно, не делая никаких официальных заявлений, работая в данном случае через Маккейна, который, в силу своего имиджа, может заниматься любой самодеятельностью. Но, тем не менее, намотать Москве нервы на кулак он вполне способен», — отметил Трофимчук.
По его словам, на приднестровском направлении у Москвы остаётся единственный выход: «Чтобы удержать свои позиции в регионе ей необходимо сделать так, чтобы жизненный уровень жителей Приднестровья был быстро и существенно повышен. Если этого нельзя сделать по финансовым причинам, то надо добиться этого методами агитации и пропаганды. В противном случае, оппоненты РФ подорвут её имидж так, что „бедствующее“ приднестровское население само поставит вопрос о помощи извне».
Директор Центра исследований южно-украинского пограничья Владимир Коробов полагает, что суть очередного американского заявления по Приднестровью, которое сделал Маккейн 12 июня, не нова: «Американцы считают, что Россия „не способствует процессу урегулирования“, а российские военные формирования должны быть выведены из Приднестровья. При этом в качестве аргументов упоминается несоответствие нахождения российских военных нормам международного права и воле официальных молдавских властей. Это заявление сделано на фоне ведущихся антироссийских и антиприднестровских переговоров Маккейна с лидерами Республики Молдова, на фоне скандала в посольстве России, когда молдавские и европейские, американские гости покинули Посольство после объявления послом России Владимира Ястребчака как министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики».
По его мнению, скандал в посольстве не стоит выеденного яйца: «Дипломатический этикет нарушается не реже правил уличного движения и приличные дипломаты в подобных случаях делают вид, что ничего не произошло. Тем более, комментаторы квалифицируют произошедшее как непреднамеренную протокольную оплошность. Но вкупе с визитом и заявлением Маккейна скандал в посольстве приобретает большее значение, чем можно было рассчитывать. Эта массовая сцена оказалась PR-элементом некоего дипломатического плана по давлению на Россию. Пожалуй, комментарии к интервью Маккейна нужно начать с обеспокоенности русских, украинцев, молдаван, приднестровцев за исход дипломатической „битвы на Днестре“. Удастся ли народам, населяющим регион, отстоять свою идентичность, культуру, язык, экономические, политические и культурные права? Или победу вновь одержат безжалостные силы мировой глобализации и местного национализма? Чем вызвано такое беспокойство, такой страх? В заявлении американского политика „второго эшелона“ нет ничего нового, эти требования о выводе русских миротворцев мы слышали тысячу раз. А дело в том, что подобные заявления, которые обставлены скандалами типа произошедшего в российском посольстве, случаются тогда, когда американцы „чувствуют слабинку“ русской дипломатии и рассчитывают на успех, на податливость и капитуляцию. Простые люди боятся не американских окриков, а предательства своих, слабости и уступчивости российской дипломатии, проявляющейся по всему геополитическому периметру российских границ».
Коробов уверен, говоря о нормах международного права в приднестровском и молдавском случае, Маккейн сильно упрощает ситуацию. «Все коллизии распада СССР и образования новых независимых государств произошли не по канонам международного права. Нерушимость границ СССР закреплена в Хельсинских соглашениях, в системе безопасности в Европе, в многочисленных международно-правовых документах. С точки зрения международного права, неотъемлемой частью которого являлся СССР и его нерушимые границы, инициаторы создания новых независимых государств — не что иное, как сепаратисты, деятельность которых подлежала бы однозначной правовой оценке, если бы международное право было метафизической, а не диалектической сущностью, постоянно развивающейся и обогащающейся за счет новых явлений и феноменов. Молдово-приднестровское урегулирование — это особый случай международной политики, который вызван другим особым случаем — распадом СССР. Здесь необходимо тщательно взвешивать нормы международного права и реальной политики, реальной дипломатической практики. Российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики, государства де-факто, обладающей своей ограниченной правосубъектностью. Основой миротворческой миссии России в регионе являются Московские соглашения, формат переговорного процесса «5+2», сам переговорный процесс, в который вовлечены и посредники, и наблюдатели и ряд международных организаций. Переговорный процесс может быть двусторонним, многосторонним, но он не может быть односторонним (с самим собой), поэтому в той или иной форме признание другой стороны неизбежно, и оно реально уже свершилось, и скандальный демарш ослепленных своим «флэш-мобом» дипломатов в российском посольстве — это эмоциональная форма признания собственной переговорной несостоятельности и латентная форма отказа от переговоров. О каких «мерах доверия» в таком случае мы говорим? Не следует забывать тех, ради которых создается политика. Население Приднестровья однозначно высказалось за вхождение в состав России и однозначно поддерживает нахождение на приднестровской территории небольшого российского миротворческого контингента. Двадцатилетняя приднестровская история показывает, что без российской военной помощи здесь произошла бы крупномасштабная гуманитарная катастрофа, неприемлемая в Европе XXI века. Миротворческий вклад российского контингента трудно переоценить. И в обозримом будущем дислокация в ПМР российских миротворцев — гарантия от возобновления здесь военных действий и уничтожения тысяч людей«, — обращает внимание эксперт.
«Пожалуй, самое любопытное, из упомянутых Маккейном аргументов — несоответствие нахождения российских миротворцев „воле официальных молдавских властей“, — продолжает Коробов. — Нет более любопытного феномена, чем эта „воля официальных молдавских властей“, само существование которой многие молдавские эксперты ставят под сомнение. Ссылки на мифическую „волю“ конечно, сильно дополняют тезис о международном праве. Пресловутая „воля“ до этого не раз выражала убежденность в том, что конфликтующая сторона и партнер на переговорах у неё не Приднестровье, а Россия, что без России она не видит перспектив урегулирования, что вклад России в урегулирование и миропостроение на Днестре неоценим, а российские миротворцы — хранители мира в регионе. В свете непоследовательности в проявлении этой „воли“, не кажется ли, что Маккейн представил нам всего лишь одну из рабочих версий из всего арсенала имеющихся у молдавской стороны интерпретаций „воли официальных молдавских властей“?».
«Россия участвует в молдово-приднестровском урегулировании не ради того, чтобы удовлетворить „волю официальных молдавских властей“, а ради поиска компромисса между конфликтующими сторонами, установления здесь прочного мира и обеспечения твердых гарантий незыблемости этого справедливого мира. Поэтому Маккейну можно было поинтересоваться и „волей официальных приднестровских властей“, коль скоро речь идет о построении мира и переговорах, а не о войне на стороне одной из конфликтующих сторон. Суть дела в том, что российские миротворцы дислоцируются в де-факто республике, на которую реально, де-факто, „воля официальных молдавских властей“ в форме суверенитета и территориальной целостности — не распространяется. Ситуация в Приднестровье — совершенно особый случай мировой политики, в котором применение норм международного права недостаточно, необходим специальный переговорный процесс, меры доверия, основанные на признании равенства участников переговоров, миротворческие усилия всего мирового сообщества. Особая ответственность при этом лежит на России и Украине — гарантах безопасности в регионе», — резюмировал эксперт.
Напомним, США настаивают на выводе российских войск и вооружения с территории Молдавии. Такое заявление сделал 12 июня на брифинге в Кишинёве американский сенатор и бывший кандидат на пост президента США Джон Маккейн. Накануне он провел встречу с исполняющим обязанности президента Молдавии Марианом Лупу и премьер-министром республики Владимиром Филатом. Маккейн подчеркнул, что российские войска находятся сейчас в Приднестровском регионе Молдавии в нарушение норм международного права, против воли официальных молдавских властей, что является грубым нарушением суверенитета и территориальной целостности молдавской республики. По его словам, нынешняя позиция Москвы не способствует процессу урегулирования приднестровского конфликта. Заявление Маккейна прозвучало на фоне дипломатического скандала, произошедшего в российском посольстве в Кишинёве в пятницу, 10 июня. В ходе приёма, организованного в посольстве по случаю Дня России, представители посольства РФ предоставили слово министру иностранных дел Приднестровья Владимиру Ястребчаку, представив его именно как главу МИД Приднестровья, а не как политического представителя Тирасполя, как это принято в дипломатической практике ведения переговоров по приднестровскому урегулированию. После этого представители МИД Молдавии покинули здание посольства России в Кишинёве. За ними последовали дипломаты из США, стран Европейского союза и ОБСЕ.
Комментарии читателей (0):