Руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков уверен, не стоит ожидать от парламентских выборов 2011 года в России всплеска протестного голосования. «На данный момент у „Единой России“ есть все шансы уверенно выступить на этих выборах, получив заметно более высокий результат, чем в ходе региональных предвыборных кампаний», — заявил корреспонденту ИА REX эксперт.
Он обращает внимание, что «Единая Россия» традиционно получает на федеральных выборах большие результаты, чем на региональных. «Нынешней весной региональным элитам был подан сигнал — единороссы остаются единственной „партией власти“. Слухи о появлении „партии Медведева“ были развеяны после отказа федеральных чиновников возглавить „Правое дело“ и отзыва Сергея Миронова из Совета Федерации на фоне вполне благожелательной реакции на это со стороны президента РФ. На стороне „Единой России“ авторитет и влияние Владимира Путина. После того, как он активно включился в предвыборную кампанию „единороссов“ (инициировав создание Объединённого Народного Фронта), для него высокий результат этой партии становится вопросом престижа. На руку „единороссам“ играет и возрастание конкуренции на оппозиционном фланге после отставки Миронова, дающей справороссам возможность стать своими среди более оппозиционно настроенных избирателей», — отметил Нейжмаков.
По его словам, чаще всего принято выделять две «ахиллесовы пяты» «Единой России»: «Первая из них — обычно более низкие результаты единороссов на региональных выборах последних лет по сравнению с парламентской кампанией 2007 года. Однако результаты „медведей“ на региональных выборах 2004-2007 годов также были значительно ниже их результата на выборах в Госдуму РФ в 2007 году. Зато результаты единороссов в последние годы обычно были выше, чем на прошлых региональных. Региональные выборы — часто неформальный референдум о доверии губернатору, подчас проходящий на фоне конфликтов среди лояльных Кремлю внутриэлитных групп. На федеральных выборах эти факторы отступят на второй план. Вторая — масштабная ротация губернаторского корпуса, из-за которой в основном популярные губернаторы-„старожилы“, неоднократно возглавлявшие региональные группы избирательных списков „Единой России“, были отправлены в отставку. Единороссы уже не смогут опереться на их авторитет. Тем не менее, в большинстве регионов, возглавляемых губернаторами „медведевского призыва“, где уже проходили избирательные кампании, результаты „Единой России“ превосходили показатели прошлых региональных выборов. Иногда эти показатели даже были близки к итогам федеральных выборов (как в Челябинской области). Единственной серьёзной неудачей единороссов в регионах с новыми губернаторами стали выборы марта 2011 года в Югре (результат заметно ниже и федеральных, и предыдущих региональных выборов). Ряд новых губернаторов уже успели заметно укрепить позиции в своих регионах. Вспомним Рустэма Хамитова, согласно независимым соцопросам заработавшим в Башкирии значительно более высокий рейтинг доверия, чем его предшественник. Или Сергея Собянина, успокоившего патерналистски настроенных москвичей, традиционно поддерживавших Юрия Лужкова, и одновременно получившего возможность привлечь симпатии части противников прежнего мэра».
Говоря о партиях системной оппозиции, Михаил Нейжмаков подчеркнул, что ЛДПР на региональных выборах прошедших четырёх лет укрепила свои позиции на местах, так что эта партия может в декабре немного улучшить свой результат по сравнению с выборами-2007. Вопреки мнению части экспертов, прошедшие за последние несколько лет кадровые чистки в региональных отделениях КПРФ сами по себе не приведут к снижению поддержки этой партии, считает эксперт. «Избиратель голосует за неё не из-за симпатий к конкретным функционерам. Вопрос в том, сможет ли „Справедливая Россия“ перехватить у КПРФ часть колеблющихся умеренно-оппозиционных избирателей в городах. А это, свою очередь, зависит от того, какие возможности получат справороссы для ведения агитации и насколько удачно сформируют партийный список для работы с этой целевой аудиторией», — пояснил Нейжмаков.
После парламентских выборов Россию ждут выборы президента, интрига с выдвижением кандидатов сохраняется по сей день. Однако, как отмечает Михаил Нейжмаков, на президентских выборах уровень протестного голосования традиционно ниже, чем на парламентских: «Согласно опросам ведущих социологических служб, даже в период снижения поддержки участников правящего тандема рейтинги других политиков заметно не выросли. То есть сюрпризов для любого кремлёвского кандидата не стоит ждать и от президентских выборов. Кроме того, у властей есть резервы, чтобы в 2011-2012 годах смягчить последствия возможных эксцессов (роста цен на продовольствие, погодных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций), провоцирующих рост протестных настроений».
Комментарии читателей (9):
с опытом Миронова - смогут! итак во многих участках, они набрали больше чем единороссы!