«Убитая Москва»: дом Челнокова

Совместный проект ИА REX и ОД Архнадзор «Убитая Москва». В сюжет войдёт серия материалов о погибающих объектах культурного наследия в Москве. Помимо справок о состоянии и ценности зданий, будут представлены фоторепортажи с мест, подготовленные специалистами Архнадзора.
3 июня 2011  11:38 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор.

Подкопаевский переулок, 2/6 — главный дом городской усадьбы, известный как дом Челнокова. Выявленный объект культурного наследия.

История этого памятника проста, его гибель, произошедшая на наших глазах, не требует пространного описания. Добротный дом с антресолями и жилым подвалом, с каменной оградой и службами на углу Подкопаевского и Хохловского переулков построил себе в 1837 г. купец Лука Иванович Мамыкин. В 1856 году усадьбу приобретает почетный гражданин (то есть уважаемый человек из предпринимательского сословия) Федор Никифорович Челноков. Он расширил дом пристройкой по Хохловскому переулку и заново отделал его фасад во вкусе середины XIX века. Так дом приобрел тот облик, в котором он дошел до наших дней.

Но 2 февраля 2008 г. в выходной день, началось разрушение. Охранного статуса дом Челнокова не имел, однако числился заявленным объектом, то есть ожидал государственной историко-культурной экспертизы для постановки на охрану. К тому же он находится в объединенной охранной зоне, где для сноса любого здания требуется прохождение специальной процедуры. Однако, несмотря на все это, работники ООО «Точка опоры» — строительной, а вовсе не реставрационной организации, приступили к разборке крыши одной из стен здания. Как ни странно, вандализм строителей поначалу дал неожданный результат — привел к обнаружению дополнительной культурной ценности дома. При разгроме интерьеров под позднейшими подшивными потолками обнаружилась роскошная лепнина хорошей сохранности.

Заметившие погром здания активисты немедленно вызвали милицию и инспекцию Москомнаследия.

Реакция органов охраны памятников была быстрой и необычайно жесткой для лужковского времени. В пресс-службе Комитета по культурному наследию Москвы агентству «Интерфакс» заявили, что арендатор — ООО «Хильверсум» не имел права разрушать охраняемый государством памятник, и рассказали, что на месте преступления был задержан прораб, которого инспекторы Москомнаследия доставили в свой офис, где и вручили ему предписание о приостановке работ по разбору дома. Прозвучали также обещания в ближайшее время провести историко-культурную экспертизу дома и угроза подать в суд на вандала-арендатора.

Увы, из всего этого в реальность воплотилось только то, что зависело исключительно от самого Москомнаследия. Дом Челнокова вскоре получил статус выявленного объекта культурного наследия. Казалось бы, это должно было надежно защитить его, но тут проявилась непонятная слабость воли органов охраны памятников.

Арендатор как ни в чем не бывало на глазах у всего города продолжил свои разрушительные работы. Еще несколько предписаний Москомнаследия были проигнорированы. Полгода дом Челнокова простоял без крыши, и, в конце концов, строители довели его до состояния руины. От него остались голые стены, был уничтожен декор фасадов, включая профилированные каменные подоконные доски, вместе с перекрытиями и потолками погибла лепнина, но орган охраны памятников так и не решился использовать свои немалые полномочия для того, чтобы предпринять какие-то более активные действия по защите дома Челнокова.

Формально основанием для работ был проект, разработанный Центром историко-градостроительных исследований (ЦИГИ), однако на практике арендатор вовсе не стремился ограничивать свои желания рамками научной реставрации. Памятник был надстроен не предусмотренной проектом мансардой, что исказило его пропорции, стены покрыты толстым слоем штукатурки, поглотившей рельеф карниза и цоколя. Последние подлинные детали декора уничтожены к весне 2011 года. Белокаменный цоколь заштукатурен цементом, поверх которого приклеена каменная плитка, имитирующая кладку, последний белокаменный карниз стесан и заменён стандартными пустотелыми отливками. В интерьерах появилась дешевая «лепнина» со строительного рынка.

Таким образом, остается констатировать, что несмотря на явную противозаконность работ пассивная позиция, занятая уполномоченными городскими органами, привела к тому, что замечательный памятник второй трети XIX века был полностью выпотрошен, лишился почти всех своих подлинных частей за исключением коробки стен и, по сути дела, утратил большую часть той историко-культурной ценности, которая стала основанием для включения его в список выявленных объектов культурного наследия.

Продолжать ли дому Челнокова числиться памятником архитектуры, по-прежнему ли оставаться безнаказанным подрядчику — на эти вопросы на сегодня нет ответа.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть