Празднование Дня Победы 9 мая вызвало много дискуссий в блогосфере и социальных сетях о цене победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сторонники неэффективности действий Советской Армии часто ссылались на мнение одного из экспертов фильма «The Soviet Story», который вызвал неоднозначные оценки и обвинения в манипуляциях и фальсификациях, доктора филологических наук, кандидата исторических наук, члена Русского ПЕН-Центра Бориса Соколова.
Он оценил общее число погибших советских военнослужащих в 1941–1945 гг. в 26,4 млн человек, при этом немцы на восточном фронте потеряли всего 2,6 млн. Таким образом, по мнению эксперта, смерть одного немецкого солдата стоила жизни десяти советским воинам, а общие потери СССР достигли 43 миллионов человек.
В опровержение мнения Бориса Соколова участники дискуссий ссылались на данные социолога с мировым именем, академика РАН Геннадия Осипова, охарактеризовавшего Бориса Соколова как «самого неутомимого „профессионального“ фальсификатора», а его подсчёты абсурдными, поскольку «за все годы войны было мобилизовано (с учетом довоенного числа военнослужащих) 34,5 млн человек, из которых непосредственными участниками войны было около 27 млн человек. После окончания войны в Советской армии числилось около 13 млн человек. Никак из 27 млн участников войны не могли погибнуть 26,4 миллиона. Тем не менее, существуют разночтения в оценке человеческих потерь СССР в Великой Отечественной войне, которые вызывают жаркие дискуссии.
Этот вопрос корреспонденту ИА REX прокомментировал политконсультант Анатолий Вассерман. «Прогрессивная общественность не раз выражала негодование по поводу различия данных о потерях СССР в Великой Отечественной войне. Джугашвили указал 7 миллионов человек, Брежнев — 20 миллионов, Горбачёв — 27 (точнее, 26,6). Естественно предположить тенденцию и ожидать дальнейшего повышения. Борис Вадимович Соколов уже до 43 миллионов доторговался и не намерен останавливаться на достигнутом. На самом же деле речь идёт о разных видах потерь. Джугашвили — как верховный главнокомандующий вооружённых сил СССР — сообщил потери действующей армии убитыми и умершими от ран: в середине 1945 года, когда он назвал число „7 миллионов“, сведения об умерших в немецком плену ещё не были подсчитаны. Брежнев учёл уже и умерших в плену, и гражданские потери — смерть на работах в Германии, истребление на оккупированной немцами территории, гибель под бомбами, блокадный голод. Наконец, при Горбачёве подсчитали демографические потери — вместе с преждевременно умершими от возросших житейских тягот и вовсе не рождёнными. Очевидно, дальнейшего роста общего числа погибших ожидать не приходится. Осталось лишь поимённое выяснение судеб. И ожидание: когда суммарные по СССР потери от возврата в капитализм превзойдут военные», — пояснил Вассерман.
Комментарии читателей (0):